Сибирские огни, 1956, № 5
К. НЕМИРА По Чехословакии (Путевые заметки) В январе—феврале этого года мне до велось побывать в Чехословакии, в чу десной здравнице этой страны — в Кар ловых Варах. О впечатлениях, связан ных с пребыванием в этой гостеприим ной стране, мне и хочется рассказать в путевых заметках. Они не претендуют на то, чтобы дать читателю систематизи рованные, целостные сведения о жизни Чехословакии. Нет, это отрывочные, бег лые впечатления, основанные как на собственных наблюдениях, так и на бесе дах с людьми различных профессий. I Начало пути Наш самолёт приземлился на Внуков ском аэродроме. Два дня ушло на оформление путёвки, железнодорожного билета, и вот я уже на перроне Киев ского вокзала, перед вагоном с таблич кой «Москва—Прага». Пассажиров немного. Проводники го ворят, что это редкое явление. Обычно в вагонах многолюдно. Ведь через Прагу люди едут в Венгрию, Югославию, Авст рию. Вскоре завязываются обычные дорож ные знакомства. Выясняется, что из на шего вагона шестеро направляются в Карловарский санаторий, причём один из них — научный работник Николай Иванович — едет туда вторично. Он обе щает быть нашим путеводителем, даёт ряд практических советов. Быстро мчится скорый, мелькают за несённые снегом поля, рощицы, сёла, не большие городки. Короткие остановки, и снова неумолчный стук колёс. Позади Киев, Львов. И, наконец, поздно вечером ка третий день пути — пограничная стан ция Чоп, — последняя станция на совет ской территории. Несложные таможенные формально сти, и наш вагон, отцепленный от основ ного состава, переезжает государствен ную границу СССР. Мимо окон проплы вает арка, стоящая на самом рубеже. Мы на чехословацкой земле. Наш вагон останавливается, не дойдя до станции — там проложена узкая ко лея. Чешский офицер-пограничник и ра ботник таможни, прикладывая руки к козырькам фуражек, здороваются с пас сажирами: — Чест праци!.. — Слава труду! Это приветствие распространяется всё шире и шире, вытесняя старое «Доб ры дэн!» И здесь оформление упрощено до ми нимума. Санаторная путёвка как бы за меняет и заграничный паспорт и въезд ную визу. На наших советских паспор тах появляются новые отметки, на этот раз на чешском языке. Вагон закатывается в небольшое депо. Четыре мощных гидравлических дом крата подхватывают его и поднимают кверху. Ширококолейные колёсные па ры откатываются, под вагон подводятся тележки со скатами, приспособленными к узкоколейным дорогам Чехословакии. Эту сложную операцию выполняют два человека. Замена продолжается 40—50 минут. Пассажиры в это время любуют ся красочными плакатами, которыми за клеены стены депо. Тут рекламируются и кинофильмы — чешские, советские, венгерские, и туристские путешествия в разные уголки страны, особенно в Высо кие Татры, горы в Словакии, через кото рые нам предстоит проезжать. Эта рек лама — особенно красочна. Организует экскурсии Чедок — в прошлом ком мерческое туристское бюро, а ныне госу дарственная организация; её отделения и базы разбросаны по всей стране. Смена ходовых тележек закончена. Вагон медленно подходит к пограничной станции Черне над Тиссой. Раннее утро. Местное время — шесть часов утра. Вблизи от железной дороги проходит ас фальтированное шоссе, по нему верени цей движутся велосипедисты: мужчины и женщины, молодые и пожилые. На ба гажниках у многих велосипедов придела ны довольно вместительные чемодан чики. — Обычная картина, — говорит наш сведущий спутник. — Во многих чехо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2