Сибирские огни, 1956, № 5

К. НЕМИРА По Чехословакии (Путевые заметки) В январе—феврале этого года мне до­ велось побывать в Чехословакии, в чу­ десной здравнице этой страны — в Кар­ ловых Варах. О впечатлениях, связан­ ных с пребыванием в этой гостеприим­ ной стране, мне и хочется рассказать в путевых заметках. Они не претендуют на то, чтобы дать читателю систематизи­ рованные, целостные сведения о жизни Чехословакии. Нет, это отрывочные, бег­ лые впечатления, основанные как на собственных наблюдениях, так и на бесе­ дах с людьми различных профессий. I Начало пути Наш самолёт приземлился на Внуков­ ском аэродроме. Два дня ушло на оформление путёвки, железнодорожного билета, и вот я уже на перроне Киев­ ского вокзала, перед вагоном с таблич­ кой «Москва—Прага». Пассажиров немного. Проводники го­ ворят, что это редкое явление. Обычно в вагонах многолюдно. Ведь через Прагу люди едут в Венгрию, Югославию, Авст­ рию. Вскоре завязываются обычные дорож­ ные знакомства. Выясняется, что из на­ шего вагона шестеро направляются в Карловарский санаторий, причём один из них — научный работник Николай Иванович — едет туда вторично. Он обе­ щает быть нашим путеводителем, даёт ряд практических советов. Быстро мчится скорый, мелькают за­ несённые снегом поля, рощицы, сёла, не­ большие городки. Короткие остановки, и снова неумолчный стук колёс. Позади Киев, Львов. И, наконец, поздно вечером ка третий день пути — пограничная стан­ ция Чоп, — последняя станция на совет­ ской территории. Несложные таможенные формально­ сти, и наш вагон, отцепленный от основ­ ного состава, переезжает государствен­ ную границу СССР. Мимо окон проплы­ вает арка, стоящая на самом рубеже. Мы на чехословацкой земле. Наш вагон останавливается, не дойдя до станции — там проложена узкая ко­ лея. Чешский офицер-пограничник и ра­ ботник таможни, прикладывая руки к козырькам фуражек, здороваются с пас­ сажирами: — Чест праци!.. — Слава труду! Это приветствие распространяется всё шире и шире, вытесняя старое «Доб­ ры дэн!» И здесь оформление упрощено до ми­ нимума. Санаторная путёвка как бы за­ меняет и заграничный паспорт и въезд­ ную визу. На наших советских паспор­ тах появляются новые отметки, на этот раз на чешском языке. Вагон закатывается в небольшое депо. Четыре мощных гидравлических дом­ крата подхватывают его и поднимают кверху. Ширококолейные колёсные па­ ры откатываются, под вагон подводятся тележки со скатами, приспособленными к узкоколейным дорогам Чехословакии. Эту сложную операцию выполняют два человека. Замена продолжается 40—50 минут. Пассажиры в это время любуют­ ся красочными плакатами, которыми за­ клеены стены депо. Тут рекламируются и кинофильмы — чешские, советские, венгерские, и туристские путешествия в разные уголки страны, особенно в Высо­ кие Татры, горы в Словакии, через кото­ рые нам предстоит проезжать. Эта рек­ лама — особенно красочна. Организует экскурсии Чедок — в прошлом ком­ мерческое туристское бюро, а ныне госу­ дарственная организация; её отделения и базы разбросаны по всей стране. Смена ходовых тележек закончена. Вагон медленно подходит к пограничной станции Черне над Тиссой. Раннее утро. Местное время — шесть часов утра. Вблизи от железной дороги проходит ас­ фальтированное шоссе, по нему верени­ цей движутся велосипедисты: мужчины и женщины, молодые и пожилые. На ба­ гажниках у многих велосипедов придела­ ны довольно вместительные чемодан­ чики. — Обычная картина, — говорит наш сведущий спутник. — Во многих чехо­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2