Сибирские огни, 1956, № 5

низаций и, не откладывая, проведёт не­ большое исследование, которое позволит, наконец, достоверно дописать последнюю страницу биографии человека, так много сделавшего на нашем Севере и заслу­ жившего добрую память народа». V Снова к мысу Входному. На «летающей ло д ­ к е » . Вскры тие гроба. Судебно -медицинская экспертиза . Ошибки следствия . Тайна ос­ тается тайной . Наша Родина бережно хранит память о своих замечательных людях. И поэто­ му выступление газеты «Водный транс­ порт» было горячо поддержано разными организациями и учреждениями Москвы. Прежде всего, этим заинтересовалась прокуратура Союза ССР. Заинтересова­ лась не возможностью привлечения к от­ ветственности предполагаемого убийцы в случае полного доказательства его вины (по существующим в нашей стране уголовно-процессуальным законам убий­ ство, доказанное через десять лет, не на­ казуемо за давностью времени), а гуман­ ной стороной этого дела — окончатель­ ным установлением истины. Надо было видеть взволнованные лица прокуроров, обсуждавших предстоящее дело и ещё не знавших, кому поручат его! Один из них, совершенно седой человек с открытым мужественным лицом сказал: — Вот уже двадцать пять лет рабо­ таю я в прокуратуре, и ни разу за всю мою жизнь не встречал такого интерес­ ного дела! Подумать только: через 28 лет попытаться разгадать тайну ги­ бели человека, установить истину? Что может быть заманчивее, интереснее для работника юстиции! Если' бы выбор пал на меня — я бы, не раздумывая, поехал сейчас же, хотя уже далеко не молод... Руководство Главной транспортной прокуратуры остановило свой выбор на прокуроре московского участка Горьков­ ской железной дороги А. Т. Бабенко. Институт криминалистики выделил су­ дебно-медицинского эксперта В. Г. На­ уменко. Умный, энергичный, Всеволод Григорьевич, несмотря на свои двадцать восемь лет, уже проявил себя как один из талантливейших экспертов Москвы и получил звание кандидата медицинских наук. Таким образом, была создана комис­ сия по расследованию обстоятельств за­ гадочной гибели Никифора Алексеевича Бегичева. В эту комиссию вошёл и я, ко­ торому редакция журнала «Огонёк» дала командировку на мыс Входной. Начальник Главного управления Се­ верного морского пути В. Ф. Бурханов согласился предоставить в наше распоря­ жение самолёт от Игарки до мыса Вход­ ного и обратно. В ночь с 18 на 19 августа самолёт «ИЛ-12» оторвался от бетонированной площадки Внуковского аэропорта и, сделав плавный круг над спящей Моск­ вой, взял курс на восток. На другой день мы были в Краснояр­ ске, а на следующий день — в Игарке. И тут произошла непредвиденная за­ держка. Прокурор Бабенко, возглавляв­ ший нашу группу, оказался настолько «предусмотрительным», что забыл взять у т. Бурханова официальное распоряже­ ние Игарскому (Хатангскому) авиаотря­ ду о предоставлении нам самолёта для дальнейшего следования на мыс Вход­ ной. И хотя, к нашему счастью, в Игар­ ке как раз находилась «летающая лод­ ка», командир отряда т. Журавский вполне резонно заявил нам: «Без специ­ ального указания не имею права предо­ ставить её в ваше распоряжение». Сооб­ ща решили послать через рацию авиа­ отряда радиограмму в Москву, в ГУСМП. Тут же, в кабинете Журавского, мы по­ знакомились с пилотом Ручкиным, ко­ мандиром «летающей лодки», на вид — ещё молодым человеком,_ с умным, воле­ вым лицом..Всё в нём дышало обаянием, мужеством. С удивлением мы узнали, что он уже двадцатый год летает по Се­ веру, а всего-то ему сорок лет! Прошли сутки. Никакого ответа из Москвы не было. И тогда нас отправили на свой риск и страх до Дудинки, благо Ручкину надо было лететь в Волочанку, а это — по пути. В Дудинке ожидала нас новость: ока­ зывается, красноярские краевые органи­ зации наконец-то «зашевелились» и, ни­ чего не сообщив в Москву, сами напра­ вили на мыс Входной комиссию в соста­ ве старшего следователя Красноярской прокуратуры Ю. И. Дралюка, судебно- медицинского эксперта и представителей общественных организаций. На другой день в Дудинку прилетел Ручкин и сообщил нам, что указания по поводу нас до сих пор нет, но он летит с заданием в Усть-Торею. А это — на пути к мысу Входному. Ручкин предложил нам лететь вместе с ним. Таким образом, впервые в жизни мы невольно оказались в положении «зайцев». И вот под крыльями самолёта проплы­ вает желтоватая, унылая Авамская тунд­ ра с голубыми блюдцами бесчисленных озёр. Грустный, однообразный вид. Ко­ роткая остановка в Усть-Торее. Снова взревели моторы, захлестали о слюдя­ ные окошечки бешеные водяные валы — и мы в воздухе. На этот раз летим пря­ миком к мысу Входному. Как передать нашу радость! Нам хотелось обнимать Ручкина, его штурманов, механиков, смелых, хоро­ ших ребят, всеми силами хотевших нам помочь... Через полтора часа полёта впереди показались избушки мыса Входного, по­ хожие с высоты на спичечные коробки, 10. «Сибирские огни » № 5.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2