Сибирские огни, 1956, № 5
<сло по берегам Хатанги, на факториях. 'Советская власть постепенно переводит ч:аха и нганасан на оседлость. Но, видимо, Пахому Щукину жалко было покидать свой обжитый чум. Видно, на старости лет трудно расставаться с привычками. Поджав по его примеру ноги, я сидел рядом с ним в тесном чуме, глотал горький дым костра, от которого текли по щекам слёзы, и слушал его рассказы. В промежутках между рассказами хо- ■зяин угощал меня сагудаем — сырой рыбой. Когда я его спросил, слышал ли он о Бегичеве, старый саха удивлённо вос кликнул: — Улахан Анцыфор? Кто ж его не •знает здесь? Хороший человек был. Б-о-олыной человек был! И он начал рассказывать мне о Ники форе Алексеевиче. Конечно, много было в его рассказе выдумки, вымысел пере межался с правдой, легенда — с былью, не всё же самое основное в рассказе совпадало с фактами. Касаясь же послед них дней жизни Бегичева, старик ска зал, что он в этой последней экспедиции не участвовал, но рассказывали ему вот ■что... И снова пришлось мне услышать о трагических обстоятельствах смерти Бе гичева. Надо было видеть взволнованное, оза рённое каким-то внутренним светом лицо старого саха, чтобы убедиться воочию в том, насколько прочно живёт здесь, на Таймыре, память о Бегичеве!.. Покинув Хатангскую тундру, я при ехал в августе того же года в Но рильск — большой благоустроенный го род, выросший на 69-й параллели север ной широты. Меня манил к себе мыс Входной, вблизи которого, как мне было известно, находится могила замечатель ного полярного следопыта. К этому мы су, где в то время находился рыбпром- хоз Норильского комбината, раз в год отправлялся из Валька (посёлок около Норильска) караван с грузами для ры баков. «Мои представления о Севере, Бегичеве будут неполными, — думалось мне, — если я не побываю на месте ги бели Никифора Алексеевича. Авось по счастливится, и я ещё успею попасть на караван, идущий к Входному!» Но, прилетев в Норильск, я узнал, что караван уже давно ушёл, скоро вернётся обратно и больше туда не пойдёт. Зна чит, так и не удастся мне побывать на мысе Входном! Этими грустными раз мышлениями я поделился с тогдашним заместителем начальника комбината Чи жовым. Каково же было моё удивление, когда, улыбаясь, он заявил мне, что че рез несколько дней сам летит туда на самолёте «Г-1»—бомбардировщике, сня том с вооружения. Я только что приле тел сюда на такой же машине, и на моей голове оставалось ещё немало шишек по сле этого полёта: влезать в самолёт было страшно неудобно, только через люк, ко торый затем герметически завинчи вался. — Предлагаю вам лететь вместе со мной. Если, конечно, хотите? — добавил Чижов. Разве можно было отказаться от тако го заманчивого предложения? Я, разу меется, с радостью согласился. Но гостеприимные руководители Но рильского комбината решили по-иному: вместо мыса Входного я полетел на озе ро Лама. Норильчане хотели мне пока зать свой дом отдыха, выстроенный на берегу изумительно прозрачного озера, окружённого горами, и каким-то чудом выросшими тут, в тундре, высоченными вековыми лиственницами. Норильчане шутя называли этот оазис «Северной Швейцарией». А через несколько дней мне стало из вестно, что самолёт, на котором я дол жен был лететь с Чижовым, разбился при посадке на воду у самого мыса Входного. Семь лет спустя, всё-таки добрав шись до этого заветного для меня мыса, я увидел на берегу останки разбитого самолёта. Впрочем, они и сейчас ещё лежат там. II К мысу Входному. Берег Никифора Бегичева. Могила найдена! Конец июля 1951 года. Путь наш лежит по реке Пясине — к мысу Входному, около которого нахо дится могила Никифора Алексеевича Бегичева. Пясина — одна из самых диких и малоисследованных рек Таймыра. Её иногда даже не помечают на картах. Но это отнюдь не значит, что река слиш ком мала. Нет. Начиная свой путь от од ноимённого озера, Пясина прорезает Авамскую тундру, тянется почти на ты сячу километров и впадает в Карское море. Холодный, пронизывающий ветер дует целые дни. Медленно, километров пять-шесть в час, движется по реке наш буксирный пароход «Сплавщик». Он тя нет за собой четыре нагружённые бар жи. На баржах всякая всячина: продук ты для рыбаков, соль для засолки рыбы, кирпич и тёс, деревянные бочки, везде ходы. Лето в этих местах особенно корот кое, и надо успеть сделать по крайней мере два-три рейса. Пароходишко небольшой, трёхсотсиль ный. Признаться, он скорее напоминает пловучий дом, чем речное судно. Около дымовой трубы по-домашнему вялятся рыба, мясо. На мостике возле рубки стоит капитан, но внешний вид его весь ма далёк от обычного представления о капитанах. На нём зимняя меховая шап
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2