Сибирские огни, 1956, № 5

К А ЗИМ И Р ЛИСОВСКИЙ Тайна мыса Входного О т а в т о р а ...Внезапно налетела пурга, настолько густая, плотная, что стоило протянуть РУКУ— и ладони своей уже нельзя было увидеть. Острые, колючие снежинки больно хлестали обмороженное лицо. А он, прикрывая рукавицей слезящиеся глаза, спотыкаясь и часто падая, упрямо шёл вперёд, ободряя своих товарищей, подгоняя хореем изнемогавших от уста­ лости оленей, помогая им перетаскивать через нагромождения льдин и проталины санки с тяжёлой поклажей. Но вот кон­ чились, наконец, высокие торосы и глу­ бокие разводья Хатангского залива. Но­ ги ступили на что-то твёрдое, каменистое. Сквозь белую снеговую завесу просту­ пали очертания чёрных, скалистых бере­ гов. Земля? Да, земля, неведомая, ни­ кем ещё не открытая, не нанесённая на карту! Высокий, плечистый человек с трудом перевёл дыхание, смахнул с ресниц снег — и радость горячей волной хлы­ нула к сердцу... Ведь это ему, простому русскому человеку, боцману Никифору Алексеевичу Бегичеву, посчастливилось найти эту землю, открыть неизвестный остров, ныне носящий на всех картах мира его имя. Жизнь Н. А. Бегичева полна захва­ тывающих эпизодов борьбы со слепой стихией Арктики. В 1900—1902 годах он участвовал в русской полярной экс­ педиции геолога Толля, отправившейся на поиски легендарной «Земли Саннико- ва». Позже ему пришлось возглавить морской отряд, высланный на поиски исчезнувшего Толля и его спутников, и совершить героический переход на шлюп­ ке по Ледовитому океану. Участник рус­ ско-японской войны, Бегичев мужествен­ но сражался против японцев и спас от гибели миноносец «Бесшумный», на ко­ тором служил боцманом. Под ураганным огнём противника он наложил пластырь на пробоину, образовавшуюся в корпусе судна от взрыва японской мины. За этот подвиг его наградили георгиевским кре­ стом. А в мае 1908 года Никифор Алексее­ вич открыл в море Лаптевых, против устья Хатангской губы, неизвестный ещё остров. В конце 1914 года ледокольные кораб­ ли русской гидрографической экспеди­ ции «Таймыр» и «Вайгач» затёрло льда­ ми в Карском море, и они вынуждены были зазимовать у западных берегов Тай­ мыра, Радиоустановки на кораблях ока­ зались настолько маломощными, что не могли связаться с ближайшей радиостан­ цией. Топлива осталось очень мало. Про­ довольствия не хватало. Среди команд началась цынга. Только случайно, через зимовавшее невдалеке норвежское суд­ но «Эклипс», удалось связаться с Петер­ бургом. Гидрографическое управление решило организовать санную экспедицию на со­ баках или оленях к мысу Штеллинга на помощь зимующим морякам. Кто мог возглавить такое опасное, трудное путе­ шествие через всю Таймырскую тундру? Не сговариваясь, учёные пришли к вы­ воду: — Бегичев. Гидрографическое управление просило Бегичева снарядить санную экспедицию в количестве 200 оленей к мысу Штел­ линга, чтобы вывезти заболевших матро­ сов на Большую землю. Не колеблясь ни минуты, Бегичев со­ гласился. Он только просил немедленна перевести деньги на закупку необходимо­ го количества оленей, санок, продоволь­ ствия, одежды. А сам уже через несколь­ ко дней выехал в тундру «класть говор­ ку», просить помощи у кочевников. Большая любовь, огромное уважение, которым он пользовался среди народов Севера, помогли ему быстро собрать не только две сотни оленей, а целую ты­ сячу. С этим огромным аргишом1 он пере­ сек всю Таймырскую тундру и вышел к побережью Ледовитого океана, не раз ри­ скуя жизнью, вступая в неравное единое борство с коварной стихией Аршики. И он спас моряков! В первые годы советской власти Бе­ гичев, по поручению Советского прави­ тельства, возглавил поиски исчезнув­ ших спутников известного норвежского путешественника Руаля Амундсена — Кнудсена и Тессема и нашёл их остан­ 1 А р г й ш — олений поезд, состоящий из нескольких упряжек .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2