Сибирские огни, 1956, № 5

кращать сроки уборки. В этом отноше­ нии большие возможности даёт раздель­ ная уборка. Наблюдения нескольких бригад учёных, обобщающих опыт раз­ дельной уборки в Сибири, Казахстане и Поволжье, показали, что этот метод со­ кращает сроки уборки на семь-десять дней, снижает потери и улучшает каче­ ство зерна. Шабалин куда-то исчезает, потом сно­ ва присоединяется к нам. Меня интере­ сует, как организована доставка зерна на элеватор. Бригадир оживляется, начи­ нает подробно рассказывать. На элева­ тор хлеб возят те же шесть автомашин, что обслуживают комбайны. Порядок та­ кой: от комбайнов к току зерно подво­ зится в дневное время, а на элеватор — ночами, до него всего пятнадцать кило­ метров, и шофёры успевают делать по два рейса. — Значит, шофёры у вас в две смены работают? — Да как вам сказать... — А так и сказать, — рубит Жерон­ кин, — так и сказать по правде: бес­ сменно наши шофёры работают. Часа два-три переспят и снова — за баранку! И тут я узнаю, наконец, зачем искал неистовый комбайнер своего бригадира: он предлагает организовать уборку сце­ пами двух комбайнов. Тогда вместо ше­ сти комбайнеров одновременно будут за­ няты лишь трое. — А так как все мы шофёры, то мож­ но будет немного помочь ребятам... Возвращаюсь я из колхоза поздней ночью с попутной автомашиной, везу­ щей зерно. Шофёр Василий Иванович Антропов, с профессиональной непри­ нуждённостью положив на руль широкие ладони, высказывает мне свои соображе­ ния о нынешней страде на Алтае. — Урожай нынче — грех пожало­ ваться, только уж и встретить такой урожай надо было более достойно. — Что вы имеете в виду? — Во-первых, исправить дороги — вот эти самые дороги, на которых гро­ бятся сотни автомашин. — А во-вторых? — Сушилки... В кузове позади нас не успевшее вы­ сохнуть на току зерно. Тысячи тонн та­ кого зерна ежедневно поступают на хле­ боприёмные пункты края. На Алтае к началу уборки должны были построить семьдесят шесть суши­ лок, а построили только шесть. Разве ненастная осень в Сибири — редкое ис­ ключение, случайность? Разве из десяти последних лет был хоть один сентябрь, в котором бы не шли дожди? А если — дожди, значит — мокрый хлеб. Какие же ещё нужны доводы, чтобы стала яс­ ной необходимость — настоятельнейшая необходимость — в разветвлённой сети зерновых сушилок?.. ...Мы прощаемся с Антроповым у во­ рот элеватора. Пожимая мою руку, он спрашивает: — Понравилось вам у нас в колхозе? Понравилось? Не то слово! Не то, по­ тому что многому хорошему, что дове­ лось увидеть, сопутствует ещё, к сожа­ лению, то, чего не должно быть. Впрочем, мне понравились люди, ко­ торых я увидел в эти страдные дни, — и деловитый, уверенный в себе старый рабочий Кобзарёв, и беспокойный ком­ байнер Жеронкин, и другие комбайнеры и шофёры, а также десятки, сотни горо­ жан и колхозников, — все они в труд­ ных условиях скромно делают большое- дело: убирают хлеб — наше богатство. Эти простые советские люди всё глубже и полнее усваивают мудрую истину — нельзя ждать милости от природы, от земли, как бы она сама по себе ни была богата и щедра, надо брать у неё эти богатства умело, во всеоружии науки и техники, а, главное, во всеоружии орга­ низованности, без которой немыслим все­ преодолевающий, всё побеждающий труд человека — хозяина земли Г. Падерин*.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2