Сибирские огни, 1956, № 5

ночью!». Да, шофёр днём и ночью возит, а зерно сыплется через щели кузова, не заделанные паклей или соломой... Догоняем на тракте грузовик. Оста­ навливаем. Спрашиваю водителя: — Слушай, друг! Неужели не ви­ дишь, что хлебом свой след посыпаешь? — Так то ж самая малость! — усме­ хается он. — Ну, вы простите, мне надо двигать.' Тонно-километры! «Самая малость». Вот тут-то и надоб­ ны листовки с не сложным, но действую­ щим на ум и сердце расчётом: «Если ты рассыплешь несколько зерен на кило­ метр дороги в день, то за месяц по твоей вине Родина потеряет столько-то цент­ неров хлеба!». Надо бы такие цифры на­ писать на огромных щитах, расставить их вдоль дорог, пусть читают шофёры. Кочновский райисполком принял спе­ циальное решение: на период уборочной водители не отвечают за раздавленную домашнюю птицу. А не лучше ли было издать другое постановление: шофёр не­ сёт ответственность за каждый грамм зерна, погруженный в его машину? ...Грузовик вышел на тракт. Ухабов нет, скорость — 50 километров в час. Но зерно всё же сыплется. Почему? Ве­ тер завихривает его в открытом кузове и швыряет на обочины дороги. Мне вспомнился 1929 год. Я тогда жил в ка­ захстанском совхозе. Там хлеб возили на стареньких грузовичках «АМО Ф-15». Но зерно из них не сыпалось: отправ­ ляясь в рейс, шофёр тщательно укрывал его брезентом. Почему же теперь маши­ ны ходят без брезента? «— Не хватает льна», — так ответил мне один районный работник, кстати сказать, из крупнейшего льносеющего района Сибири. — Но ты же сам гордишься успехами своего района в льноводстве. — Лён, положим, есть, но брезент — проблема... Я спорить не стал, но думаю, что на­ стало время решить и эту проблему. На­ конец, нет брезента — сделайте соло­ менные маты. Благо солома под боком... * * * ...Вечером, когда закатное солнце окрасило массивы пшеницы в нежно- алый цвет, мы с главным агрономом Про­ летарского совхоза В. Д. Чесноковым ехали по полям первого отделения. Чес- ноков, рассказав о недавнем посещении совхоза иностранными корреспондента­ ми. увлечённо начал говорить о его пер­ спективах. — Всё это славно! — говорил Васи­ лий Дмитриевич — Два миллиона пу­ дов хлеба, 25 тысяч га посева! Это для иностранцев сногсшибательно! Но мы на будущий год уже не будем столько се­ ять. Надо тысяч пять-семь пустить на отдых, вводить на целине севооборот. По хлебам медленно плыли комбайны.. Было радостно увидеть на них марку «НТГЗ» — Новосибирский турбогенера­ торный. — Наши? Как работают? — Ничего. А могли бы лучше... Новосибирские комбайны мучают ме­ ханизаторов поломками. Выходят из строя цепи, «летят» сделанные из пло­ хого литья звёздочки. А это значит, что в ожидании замены деталей комбайны простаивают. Всю зиму воевала партийная печать за качество комбайнов, заседали партий­ ные бюро и комитеты, но не сумели изжить брака. И вот чем он оборачи­ вается: теряются минуты, по значимости своей равные суткам. Слышите это, то­ варищи с новосибирских заводов? * * * Люди в полях трудятся самоотвержен­ но. Но настоящей заботы о них ни в Про­ летарском, ни в Кочновском совхозах ещё нет. На втором отделении Проле­ тарского совхоза столовая размещается в вагончике. — Я туда не ходок, — сказал мне шофёр-горьковчанин. — Грязно! — и спрашивает — бывают ли в этой столо­ вой врачи? Но не каждый из работающих в поле может покушать и в этой столовой: ведь от иного поля до неё добрых 20 кило­ метров. Комбайнеры не хотят останавли­ вать машин, но они хотят кушать. Обед надо возить прямо к месту работы. Его туда и возят. Но как? В деревянных ла­ гунах, реже — во флягах. Вместо супа получается пахнущая деревом бурда. А как бы хорошо комбайнеру, промёрзше­ му на ветру, поесть горячего борща, а потом взять ещё кружку обжигающе­ го душу чая! За чем же дело? Опять слышишь ответ: «Не хватает термосов». Термос, думается, должен состоять на вооружении каждого совхоза и МТС на правах особо важного имущества. Пусть подумают об этом Министер­ ство сельского хозяйства, областные и районные организации. Термос не дол­ жен быть проблемой — производство термосов можно организовать быстро и дёшево. И, наконец, о полевых станах. У нас повелось так — приезжает новый чело­ век в колхоз или совхоз, ему обязатель­ но показывают новый коровник из кир­ пича, свинарник с электрическим светом и автокормушками. Но никто не пока­ жет вам новое, добротное помещение полевого стана, где люди живут всю вес­ ну, лето и осень. Пора заняться полевыми станами по-настоящему! Надо сделать так, чтобы люди могли там и помыться горячей водой, и вкусно покушать, и поспать на чистой по­ стели.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2