Сибирские огни, 1956, № 5

С другим горьковчанином я познако­ мился на току второго отделения. Здесь организована «глубинка». Но, пока воз­ можно, хлеб вывозят за семьдесят ки­ лометров на пристань Спирино. К зернопогрузчику подошёл ГАЗ-51. — А ну, девушки, быстрей! — ска­ зал водитель. — Надо засветло ещё раз в Спирино сбегать! Он и сам схватил лопату. Через де­ сять минут машина на автовесах, а ещё через несколько секунд за ней по дороге клубится пыль: Валентин Ухов снова отправился в далёкий рейс. Туда и об­ ратно — 140 километров, дорога тяже­ лейшая, особенно в дождь, но Ухов де­ лает по два рейса в день. И не он один. Горьковчане Пётр Заульский и Влади­ мир Кознов успевают «сбегать» в Спи­ рино три раза. Почти полтысячи кило­ метров за сутки! ...Смотришь на этих людей и дума­ ешь: к этому энтузиазму, к этой подлин­ ной самоотверженности да во всём бы хорошую организацию! Но надо прямо оказать: организация уборки, мягко выражаясь, здесь слабо­ вата. Случай с заблудившимся шофёром, к сожалению, не единичен. Немало и других «случаев», которые влияют на темп уборки: не привезли во-время авто­ резину и грузовики стоят «на приколе», у комбайна порвалась цепь и нет под ру­ ками запасной... В эту уборочную кампанию на селе особенно много различных уполномочен­ ных — в колхозах, в районах, в совхо­ з е /в МТС. Я не хочу сказать, что упол­ номоченные не помогают организовать труд. Нет. Но странно слышать рассуж­ дения некоторых из них, видимо, не со­ всем ясно представляющих себе свою роль умелых, опытных организаторов. — Что вы хотите — такие масштабы и чтоб всё было как по маслу? Или:— Разве вы не понимаете, что у нас не­ хватки? • Масштабы тут ни при чём! Большие масштабы как раз и требуют идеальной организации, точного расчёта во всём. Неужели никто из уполномоченных не смог подсказать тому же Гаврилову, чтобы он на всё время уборки прикре­ пил шофёров к определённым комбай­ нам? Разве нельзя было рассчитать снабжение бензином и запчастями, зара­ нее расставить людей? Ведь о том, что урожай идёт огромный, знали ещё в начале лета. И как вершина неоргани­ зованности, беззаботности выглядит в тех же Кочках строительство зерноскла­ дов. Их ещё только-только вывели под крышу, а тысячи тонн хлеба ссыпают в открытые бунты и совершенно спокойно рассуждают: «— Ничего! Ну пойдёт дождь, намокнет сверху слой зерна, а дальше вода не пойдёт». А если оунт длиной с километр? Сколько хлеба ис­ портится, если верхний слой будет все­ го даже в один сантиметр? Вот бы на это строительство послать и не осенью, а весной уполномоченного да позубастей... по части организации людей, уменья на­ учить их дело делать. ...Как-то ночью в нашу машину сел человек. Не знаю, кем он работал в сов­ хозе, но его слова врезались в память: — Ветер! Обмолотит пшеницу... Собе­ рём миллионы, а потеряем тоже нема­ ло... Не успеем скосить — хлеб под снег ляжет... Меня поразило не спокойствие, с ка­ ким эта фраза была сказана, а какая-то беспросветная унылость. Да ведь, если так случится, как говорит этот человек, то это — великое бедствие, об этом надо не говорить равнодушно, а кричать, и главное — действовать, отвоёвывать у капризной природы всё, что возможно. А ведь простой комбайнов в полосе, каждый осыпавшийся колос, каждый по­ терянный день на уборке значат, что наши дети не получат лишний стакан молока, лишний килограмм хлеба и мяса. Только так нужно ставить вопрос агита­ торам, организаторам, уполномоченным. Только так! А не развешивать стандарт­ ные лозунги: «Шире развернём убор­ ку!», «Комбайнеры! Добивайтесь высо­ кого намолота!», «Шофёр! Вози хлеб днём и ночью!» — и на этом успокоить­ ся. Нельзя прощать тех, кто свою без­ ынициативность, неумение организовать людей, как щитом, прикрывают ссылка­ ми на разные «нехватки». * * * Село Кочки... Выездная редакция областной комсо­ мольской газеты «Молодость Сибири», работавшая в эти дни в Кулунде, выпу­ стила очередной номер. Вечером кочков- ские ребята распевали частушку, прочи­ танную в газете: «На закате вышел парень, Писк цыплёнка услыхал, Грозно топнул он ногами И дорогу распахал...». Частушка посвящена шофёру Жулан- ской МТС Петру Смолянину. Чем же он заслужил «всекочковскую известность»? Его дом стоит возле тракта. Проходив­ шая мимо машина задавила двух его цыплят. Прицепив к своему бензовозу тракторный плуг, Смолянин перепахал дорогу: сто метров в длину, пятьдесят— в ширину. Вот как дорог свой курёнок! Но всё же курам, гусям, уткам, цып­ лятам раздолье на кулундинеких доро­ гах! Что же заставляет их так бес­ страшно бродить по дорогам? Зерно, ко­ торое сыплется из кузовов автомашин. Почти полторы тысячи километров проехал я по Кулунде и не видел доро­ ги, не посыпанной зерном. В чём дело? Всё в той же бесхозяйственности, всё в той же бесстрастной «наглядной агита­ ции»: «Шофёр! Вози хлеб днём и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2