Сибирские огни, 1956, № 5
С другим горьковчанином я познако мился на току второго отделения. Здесь организована «глубинка». Но, пока воз можно, хлеб вывозят за семьдесят ки лометров на пристань Спирино. К зернопогрузчику подошёл ГАЗ-51. — А ну, девушки, быстрей! — ска зал водитель. — Надо засветло ещё раз в Спирино сбегать! Он и сам схватил лопату. Через де сять минут машина на автовесах, а ещё через несколько секунд за ней по дороге клубится пыль: Валентин Ухов снова отправился в далёкий рейс. Туда и об ратно — 140 километров, дорога тяже лейшая, особенно в дождь, но Ухов де лает по два рейса в день. И не он один. Горьковчане Пётр Заульский и Влади мир Кознов успевают «сбегать» в Спи рино три раза. Почти полтысячи кило метров за сутки! ...Смотришь на этих людей и дума ешь: к этому энтузиазму, к этой подлин ной самоотверженности да во всём бы хорошую организацию! Но надо прямо оказать: организация уборки, мягко выражаясь, здесь слабо вата. Случай с заблудившимся шофёром, к сожалению, не единичен. Немало и других «случаев», которые влияют на темп уборки: не привезли во-время авто резину и грузовики стоят «на приколе», у комбайна порвалась цепь и нет под ру ками запасной... В эту уборочную кампанию на селе особенно много различных уполномочен ных — в колхозах, в районах, в совхо з е /в МТС. Я не хочу сказать, что упол номоченные не помогают организовать труд. Нет. Но странно слышать рассуж дения некоторых из них, видимо, не со всем ясно представляющих себе свою роль умелых, опытных организаторов. — Что вы хотите — такие масштабы и чтоб всё было как по маслу? Или:— Разве вы не понимаете, что у нас не хватки? • Масштабы тут ни при чём! Большие масштабы как раз и требуют идеальной организации, точного расчёта во всём. Неужели никто из уполномоченных не смог подсказать тому же Гаврилову, чтобы он на всё время уборки прикре пил шофёров к определённым комбай нам? Разве нельзя было рассчитать снабжение бензином и запчастями, зара нее расставить людей? Ведь о том, что урожай идёт огромный, знали ещё в начале лета. И как вершина неоргани зованности, беззаботности выглядит в тех же Кочках строительство зерноскла дов. Их ещё только-только вывели под крышу, а тысячи тонн хлеба ссыпают в открытые бунты и совершенно спокойно рассуждают: «— Ничего! Ну пойдёт дождь, намокнет сверху слой зерна, а дальше вода не пойдёт». А если оунт длиной с километр? Сколько хлеба ис портится, если верхний слой будет все го даже в один сантиметр? Вот бы на это строительство послать и не осенью, а весной уполномоченного да позубастей... по части организации людей, уменья на учить их дело делать. ...Как-то ночью в нашу машину сел человек. Не знаю, кем он работал в сов хозе, но его слова врезались в память: — Ветер! Обмолотит пшеницу... Собе рём миллионы, а потеряем тоже нема ло... Не успеем скосить — хлеб под снег ляжет... Меня поразило не спокойствие, с ка ким эта фраза была сказана, а какая-то беспросветная унылость. Да ведь, если так случится, как говорит этот человек, то это — великое бедствие, об этом надо не говорить равнодушно, а кричать, и главное — действовать, отвоёвывать у капризной природы всё, что возможно. А ведь простой комбайнов в полосе, каждый осыпавшийся колос, каждый по терянный день на уборке значат, что наши дети не получат лишний стакан молока, лишний килограмм хлеба и мяса. Только так нужно ставить вопрос агита торам, организаторам, уполномоченным. Только так! А не развешивать стандарт ные лозунги: «Шире развернём убор ку!», «Комбайнеры! Добивайтесь высо кого намолота!», «Шофёр! Вози хлеб днём и ночью!» — и на этом успокоить ся. Нельзя прощать тех, кто свою без ынициативность, неумение организовать людей, как щитом, прикрывают ссылка ми на разные «нехватки». * * * Село Кочки... Выездная редакция областной комсо мольской газеты «Молодость Сибири», работавшая в эти дни в Кулунде, выпу стила очередной номер. Вечером кочков- ские ребята распевали частушку, прочи танную в газете: «На закате вышел парень, Писк цыплёнка услыхал, Грозно топнул он ногами И дорогу распахал...». Частушка посвящена шофёру Жулан- ской МТС Петру Смолянину. Чем же он заслужил «всекочковскую известность»? Его дом стоит возле тракта. Проходив шая мимо машина задавила двух его цыплят. Прицепив к своему бензовозу тракторный плуг, Смолянин перепахал дорогу: сто метров в длину, пятьдесят— в ширину. Вот как дорог свой курёнок! Но всё же курам, гусям, уткам, цып лятам раздолье на кулундинеких доро гах! Что же заставляет их так бес страшно бродить по дорогам? Зерно, ко торое сыплется из кузовов автомашин. Почти полторы тысячи километров проехал я по Кулунде и не видел доро ги, не посыпанной зерном. В чём дело? Всё в той же бесхозяйственности, всё в той же бесстрастной «наглядной агита ции»: «Шофёр! Вози хлеб днём и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2