Сибирские огни, 1956, № 5

нам преградила покрытая льдом между- озёрная протока. Это грозило надолго приостановить работы. Но строители по­ нимали — ждать нельзя, невозможно. Оценив обстановку, начальник путе­ укладочного поезда Владимир Алексее­ вич Крюков принял решение: будем идти по льду! Но выдержит ли лёд тяжесть шпал, рельсов, путеукладчика? И вот бригада Михаила Букалова огораживает ледяное пространство снежным барьером высотой 80 сантиметров. На лёд укладывается хворост, камыш — им суждено сыграть роль своеобразной арматуры. Потом всё ото нехитрое сооружение заливают во­ дой, и вскоре ледяной «бетон» готов... И снова строители идут вперёд, остав­ ляя за собой рельсовый путь. ...Мы уже проехали разъезд Паныни- ха, станцию Урываево и теперь прибли­ жаемся к разъезду Целина. Вокруг — всё те же бесконечные хлебные просто­ ры, лишь кое-где попадаются перелески да мелькает вдали белое строение кол­ хозного тока... Но вот впереди, у самого железнодорожного полотна, показывает­ ся высокий навес; чуть в стороне от него чётко рисуются контуры зерносушилки; несколько домиков, колонна автомашин... Это — Коротоякский пункт «Заготзер- но», разъезд Целина. Коротоякский пункт принимает хлеб. Он действует, живёт. С разгрузочных установок стремительно течёт зерно. Резко сигналя, одна за одной подходят машины, и кажется, что вместе с пропы­ лёнными, осунувшимися людьми, везу­ щими хлеб с колхозных токов, сюда, словно по невидимым проводам, пере­ даётся с полей высокое напряжение горя­ чей страды... Вот одна из машин, пройдя через автовесы, осторожно подходит к за­ асфальтированной площадке. Там уже электрик Владимир Власенко подключа­ ет электропитание к самоподавателю. Его помощник, высокий серьёзный па­ рень в тёмном комбинезоне, устанавли­ вает угол транспортёрной ленты. На ма­ шину быстро взбираются девушки с ло­ патами. Сейчас зерно по ленте пойдёт вверх и потом сильной золотистой стру­ ёй польётся на площадку. Но водителю Евгению Чалыку кажется, что всё это делается слишком медленно. — Эй, друзья! — кричит он, высовы­ ваясь из кабины. — Нельзя ли поживей! Хлеб идёт. Ждать некогда. Нельзя ждать. И люди работают, не считаясь ни со сном, ни с отдыхом. Это полнокровное биение жизни ощущается здесь во всём; в несмолкаемом и ночью ровном посту­ кивании транспортёрных лент, в ярко­ белых вспышках электросварочных аппа­ ратов, с которыми работают на переобо­ рудовании сушилки, в короткой энергич­ ной перепалке водителей машин, подъ­ езжающих к автовесам и даже в продол­ жительных телефонных звонках в конто­ ре пункта «Заготзерно». С каждым днём растут горы зерна под навесом. Хлеб везут из Кочновского, Ха- барского, Краснозёрекого, Панкрушихин- екого районов. Уже в этом году на пункт примут около 9 миллионов пудов зерна. ...Всё готово к встрече первых ваго­ нов под хлеб. — Только бы ничего не помешало,— волнуется директор пункта Сергей Ми­ хайлович Кулешов, и сам себя убеж­ дает: — А что, собственно, может слу­ читься? Да вы не улыбайтесь... Я, знае­ те, об этом дне думал, когда мы только приехали сюда... Пусто здесь было, голо, а проснёшься ночью и пытаешься себе представить, как же всё это будет... На другой‘день, поздно вечером, мы вышли с Сергеем Михайловичем из кон­ торы. Небо заволокло тучами, и на зер­ нохранилище зажглись огни. Посвечивая фонариком, Сергей Михайлович быстро шёл по дороге. Он был сосредоточен, необычно молчалив: только сейчас при­ шла телефонограмма, что завтра днём на разъезд Целина прибудет, наконец, пер­ вый состав... * * * С утра на разъезд Целина начали съезжаться гости: хлеборобы, партийные работники, железнодорожники. Приехала и самодеятельность хабарского Дома культуры. Небольшой сарайчик, где по­ мещается столярная мастерская, оккупи­ ровали самодеятельные художники. «Художники» — это ' оекретарь Хабар­ ского райкома партии Никульшин, ин­ структор крайкома партии Александр Гнусов и инструктор крайкома комсомола Борис Кусов. У них уже готовы все пла­ каты, которыми будет украшен поезд. Машинист образцового паровоза № 702-11 Семён Павлович Ялин, кото­ рому доверена честь вести этот состав, готовясь к поездке, купил новые петли­ цы, начистил свои значки —■ такое уж дело, и надо быть, как говорится, по всей форме... Что ж, это событие — действительно большой праздник, свершение давниш­ ней мечты алтайских хлеборобов. И, ве­ роятно, поэтому столько народу сопро­ вождает начальника строительства этой дороги Бориса Ивановича Недбая, при­ ехавшего сюда вместе со своими инже­ нерами ещё и ещё раз проверить готов­ ность пути. Наш мотовоз неторопливо катится по линии Целина — Карасук, по которой через несколько часов пройдёт гружен­ ный хлебом состав. И опять кругом степь. Мелко сыплется назойливый, на­ доевший всем дождь. Тишина... ...С тех пор прошли недели — недели всё возрастающего напряжения на этой, ставшей такой жизненно важной, арте­ рии. Всё новые и новые хлебные поез­ да — по 50 вагонов ежедневно — идут сейчас от разъезда Целина вслед за пер­ вым эшелоном алтайской пшеницы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2