Сибирские огни, 1956, № 5
Д е л а и л ю д и хтчгч-.................................... - Рождение хлебного пути Пароход «Хохряков», упрямо преодо левая течение, идёт вверх по Оби к Бар наулу. Медленно проплывают лесистые берега. Яркое солнце высоко стоит над рекой, кругом всё сверкает и блещет. Вода у самых бортов парохода светло- коричневая, чуть дальше — стальная, холодная, а ещё дальше, вверх по Оби, переливается на солнце ослепительным серебром... На палубе людно. Возникают разгово ры, завязываются знакомства... — Вы в командировку? — Да. На хлеб. В Камень... — И я в Камень. Будем знакомы... Камень... Сейчас, в дни горячей страды, особен но часто произносится название этого маленького старинного городка, возник шего около трёхсот лет назад на левом берегу Оби. Было время, когда Камень, подобно другим сибирским селениям, оказавшимся в стороне от железной дороги, жил своей тихой, неспешной жизнью. Но по мере того, как осваива лись плодородные земли прилегающих к Камню районов, росло и значение Ка менской пристани. Из Камня хлеб шёл вииз по Оби до Новосибирска, а там его грузили в железнодорожные эшелоны. Однако с каждым годом Каменской пристани становится всё труднее и труд нее справляться с поступающим сюда хлебом. Жители Камня хорошо помнят урожайный 1954 год. Тогда город был буквально завален пшеницей — за нави гацию из Камня было отправлено 106 тысяч тонн хлеба. В этом году реч ники должны перевезти 240 тысяч тонн, но очень вероятно, что нынешний обиль ный урожай внесёт свои поправки — хлеба будет больше. Вот почему такое пристальное внима ние вызывает сейчас у всех строитель ство железной дороги Карасук—Ка мень — нового хлебного пути, который пройдёт по целинным землям и свяжет богатые пшеницей районы Каменской группы с железнодорожным узлом в Ка- расуке. ...Среди пассажиров находятся люди, которые могут кое-что рассказать о до роге. Завязывается беседа. Вокруг нас понемногу собирается молодёжь... А кругом тишина, только ровно сту чит машина да нескончаемо и однообраз но плещет за бортом вода. Впереди показался Камень — рассы панные по берегу белые домики с гос подствующей над ними высокой башней элеватора. Сразу за Камнем начинаются поля. Массивы золотой пшеницы скры вают от глаза тонкие ниточки бегущих к горизонту просёлочных дорог. В возду хе стоит немолчный стрекот комбайнов и тракторов. Немилосердно жжёт солнце. ...Наш «газик», подпрыгивая на уха бах, пылит по «раю жнивья. Медленно взбирается на бугор. Отсюда мы видим широкую ленту земляной насыпи. Вот она, дорога по целине! А точнее сказать — по поднятой целине. Тяжё лые, волнуемые горячим степным вет ром хлеба подступают к самой насыпи, а там, где хлеба уже скошены, вдоль ли нии тянутся ровные ряды валков... Здесь ещё нет рельсового пути, хотя земляное полотно приблизилось почти к самому Камню. Три механизированных колонны строительного управления «Барнаулстройпуть», прокладывающие эту дорогу, двигались от станции Кара- сук, и путеукладчики дошли пока до разъезда Целина, находящегося в 113 километрах от Карасука. С этого разъез да и отправляются первые эшелоны с хлеиом... В весеннюю распутицу, в пургу и си бирскую стужу прокладывали строители этот путь. Гремели взрывы. Ветер далеко по степи разносил гул работающих экс каваторов и бульдозеров. С огромным напряжением доставался строителям каждый шаг. Степные бураны валили с ног. После взрыва на глазах замерзала земля и её заносило снегом... Бывали случаи, когда из-за сильных снежных за носов очередная смена по трое суток могла пробраться на свои участок... ч всё-таки люди упорно подвигались всё дальше и дальше, работали без отдыха, но не снижали темпов и даже перевы полняли нормы... Пятого декабря прошлого года, когда уже на десятки километров протянулась насыпь, в Карасук пришёл путеукладоч ный поезд № 6. На земляное полотно лег ли первые шпалы. В девятнадцати кило метрах от Карасука дорогу путеукладчи-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2