Сибирские огни, 1956, № 5

Д е л а и л ю д и хтчгч-.................................... - Рождение хлебного пути Пароход «Хохряков», упрямо преодо­ левая течение, идёт вверх по Оби к Бар­ наулу. Медленно проплывают лесистые берега. Яркое солнце высоко стоит над рекой, кругом всё сверкает и блещет. Вода у самых бортов парохода светло- коричневая, чуть дальше — стальная, холодная, а ещё дальше, вверх по Оби, переливается на солнце ослепительным серебром... На палубе людно. Возникают разгово­ ры, завязываются знакомства... — Вы в командировку? — Да. На хлеб. В Камень... — И я в Камень. Будем знакомы... Камень... Сейчас, в дни горячей страды, особен­ но часто произносится название этого маленького старинного городка, возник­ шего около трёхсот лет назад на левом берегу Оби. Было время, когда Камень, подобно другим сибирским селениям, оказавшимся в стороне от железной дороги, жил своей тихой, неспешной жизнью. Но по мере того, как осваива­ лись плодородные земли прилегающих к Камню районов, росло и значение Ка­ менской пристани. Из Камня хлеб шёл вииз по Оби до Новосибирска, а там его грузили в железнодорожные эшелоны. Однако с каждым годом Каменской пристани становится всё труднее и труд­ нее справляться с поступающим сюда хлебом. Жители Камня хорошо помнят урожайный 1954 год. Тогда город был буквально завален пшеницей — за нави­ гацию из Камня было отправлено 106 тысяч тонн хлеба. В этом году реч­ ники должны перевезти 240 тысяч тонн, но очень вероятно, что нынешний обиль­ ный урожай внесёт свои поправки — хлеба будет больше. Вот почему такое пристальное внима­ ние вызывает сейчас у всех строитель­ ство железной дороги Карасук—Ка­ мень — нового хлебного пути, который пройдёт по целинным землям и свяжет богатые пшеницей районы Каменской группы с железнодорожным узлом в Ка- расуке. ...Среди пассажиров находятся люди, которые могут кое-что рассказать о до­ роге. Завязывается беседа. Вокруг нас понемногу собирается молодёжь... А кругом тишина, только ровно сту­ чит машина да нескончаемо и однообраз­ но плещет за бортом вода. Впереди показался Камень — рассы­ панные по берегу белые домики с гос­ подствующей над ними высокой башней элеватора. Сразу за Камнем начинаются поля. Массивы золотой пшеницы скры­ вают от глаза тонкие ниточки бегущих к горизонту просёлочных дорог. В возду­ хе стоит немолчный стрекот комбайнов и тракторов. Немилосердно жжёт солнце. ...Наш «газик», подпрыгивая на уха­ бах, пылит по «раю жнивья. Медленно взбирается на бугор. Отсюда мы видим широкую ленту земляной насыпи. Вот она, дорога по целине! А точнее сказать — по поднятой целине. Тяжё­ лые, волнуемые горячим степным вет­ ром хлеба подступают к самой насыпи, а там, где хлеба уже скошены, вдоль ли­ нии тянутся ровные ряды валков... Здесь ещё нет рельсового пути, хотя земляное полотно приблизилось почти к самому Камню. Три механизированных колонны строительного управления «Барнаулстройпуть», прокладывающие эту дорогу, двигались от станции Кара- сук, и путеукладчики дошли пока до разъезда Целина, находящегося в 113 километрах от Карасука. С этого разъез­ да и отправляются первые эшелоны с хлеиом... В весеннюю распутицу, в пургу и си­ бирскую стужу прокладывали строители этот путь. Гремели взрывы. Ветер далеко по степи разносил гул работающих экс­ каваторов и бульдозеров. С огромным напряжением доставался строителям каждый шаг. Степные бураны валили с ног. После взрыва на глазах замерзала земля и её заносило снегом... Бывали случаи, когда из-за сильных снежных за­ носов очередная смена по трое суток могла пробраться на свои участок... ч всё-таки люди упорно подвигались всё дальше и дальше, работали без отдыха, но не снижали темпов и даже перевы­ полняли нормы... Пятого декабря прошлого года, когда уже на десятки километров протянулась насыпь, в Карасук пришёл путеукладоч­ ный поезд № 6. На земляное полотно лег­ ли первые шпалы. В девятнадцати кило­ метрах от Карасука дорогу путеукладчи-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2