Сибирские огни, 1956, № 4
восполнить в какой-то мере этот пробел. В книге даётся беглое описание Якут ской области XIX века, сообщаются био графические сведения о декабристах, прошедших якутскую ссылку (А. А. Бе- стужев-Марлинский, М. И. Муравьёв- Апостол, Н. А. Чижов и др.), и расска зывается об их литературной и культур ной деятельности. Автор правильно указывает, что де кабристы принимали участие в изучении природы края , собирали интересные ма териалы по этнографии якутов, вели пе дагогическую работу среди местного на селения. Выдающиеся декабристы-литераторы Бестужев-Марлинский и Чижов впервые е русской литературе воспели суро вую природу Якутии, обратили внима ние на богатый фольклор якутского народа. В приложении даются шесть стихотво рений и этнографических рассказов де кабристов на якутские темы. Правда, они уже много раз перепечатывались, но тем не менее для настоящего издания вполне уместны. К сожалению, эта нужная и. полезная книжка страдает серьёзными недостат ками. Автор не сумел использовать в основ ной части новые архивные материалы и ограничился лишь пересказом известных фактов. Любая краеведческая литерату ра без свежих материалов многое теряет. В результате, автор не знает, что в Якутской ссылке находился декабрист П. Выгодовский. П. Выгодовский — единственный декабрист-крестьянин сре ди дворянских революционеров, одна из самых замечательных и в то же вре мя трагических личностей сибирской ссылки. После отбытия в 1828 году двухго дичной каторги Выгодовский был выслан под строгий надзор в далёкий и суровый Нарым. Несмотря на тяжёлые условия, декабрист вёл в крае значительную куль турно-просветительную работу. За разо блачение бесчинств, злоупотреблений и произвола царских сатрапов Томский гу бернский суд приговорил вольнолюби вого декабриста к 30 ударам плетьми. В 1855 году Выгодовского посылают в Вилюйск под строгий надзор поли ции. В этой тюрьме без решёток, на юге Якутии, П. Выгодовский провёл целых 16 лет и только в 1871 году он пере ехал в Иркутск. 16-летнее пребывание декабриста Выгодовского в Вилюйске должно быть изучено. Автор слишком кратко, в форме про стого перечисления пишет о работах де кабристов, посвящённых изучению жиз ни, быта и культуры якутского народа. Анализа этих работ, по существу, в бро шюре не находим. Если бы автор иссле довал этнографические работы и отдель ные высказывания декабристов в свете тогдашнего состояния знания о якутах и крае, то реальный вклад декабристов в изучении Якутии выступил бы более вы пукло. Всё это, конечно, снижает ценность интересно задуманной работы. Якутское книжное издательство допустило не оправданную поспешность в этом важ ном деле и выпустило недоработанную книжку. 3 . Тагоров' НАЧАЛО ОДНОЙ ЖИЗНИ 1 С неподдельным удовольствием следит читатель этой повести за маленьким ге роем, стойко выносящим невзгоды свое го трудного детства. Действие книги И. Панькина не зам кнуто в строгий сюжет. Повествование начинается с того дня, когда мордовского мальчика Ванятку Остужева родственни ки выпроваживают из деревни в город, в «комиссарское училище». Но иные «университеты» ожидают его: жизнь в няньках, работа в цирке, беспризорщи- на, пока маленький человек не попадает юнгой на корабль. Злоключения героя, разумеется, не кончены, но серьёзный рубеж жизненного пути преодолён. Обычно молодого автора принято пре дупреждать, что только второе произве дение покажет, стал ли он действитель но писателем. Трудно от этого удержать ся и здесь. Но с самого начала надо ска зать, что Иван Панькин обладает несо мненной способностью интересно и легко вести рассказ , умело используя меткую- народную речь. Читатель представляет и бабушку Ва нятки, «добрую и беспомощную», как-то «украдкой», с оглядкой на деда и снох, любившую внука; и бывшую ватажницу тётю Дуняшу, сердечную, бойкую жен щину, со своей романтической истооией и мечтой; и озлобленного нуждою деда, тошнотворную ласковость дяди Гордея— подлого и жестокого человека. Запомина ются и образы детей: цыганёнка Пети, киргизёнка Тухтусуна. Но наиболее привлекателен сам герой. С большой теплотой и задушевностью автор раскрывает характер мальчика, глубоко наивный и доверчивый не толь ко от возраста, но и от великой веры в людей и добро, от собственной честно сти и прямодушия. Родившись вскоре после революции, Ванятка, сын красного комиссара, рано теряет отца и мать, убитых врагами Со ветской власти. Живёт он в семье бед няка деда, никому не нужный, как бель мо на глазу. Надолго запомнив подзатыльники и «взбучки» деда («Он наверное для этого 1 И в а н П а н ь к и н . «Начало одной жиз- ни», повесть. Новосибирское книжное и зда тельство, 1956.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2