Сибирские огни, 1956, № 4

жет читателей ввести в глубокое заблуж ­ дение, так как первые русские прибыли в Якутию гораздо позже, в середине XVII века. На стр. 11 известные стихотворения Элляя «Песня хомначитов» и «По заве ­ там Ленина» приписываются А. Кюндэ. Довольно объёмистые сборники сти­ хов Элляя «Новые песни», К. Урастыро- ва «В пробуждённом крае», И. Чагылга- на «Огни молний», содержащие в себе много и удачного и неудачного, оптом названы «лучшими произведениями» (стр. 12). Неточности имеются и в «Краткой биографической справке». На стр. 529 сказано, что Кюндэ «образование полу­ чил в Иркутской учительской семина­ рии», а фактически — он окончил два курса Московского Института Восточ­ ных языков. На 531 стр. сообщается, что Абагинский ушёл «со второго курса Якутского педтехникума», а на самом де­ ле, после двухлетней учёбы в Иркутском университете, три года учился в аспиран­ туре в Москве при институте язы ка и письменности народов СССР. На стр. 532 напечатано, что А. Б эрияк перевёл на якутский язы к роман Б. Горбатова «Не­ покорённые». На самом деле п о в е с т ь Б. Горбатова «Непокорённые» А. Б э ­ рияк перевёл в соавторстве с писателем Н. Габышевым, что следовало отметить. Но несмотря на все недостатки издан­ ный Московским издательством художе­ ственной литературы сборник «Поэзия Советской Якутии» является значитель­ ным вкладом в многонациональную со­ ветскую литературу. Н. Канаев. АЛТАЙСКИЕ КАМНЕРЕЗЫ В Эрмитаже, в Зимнем дворце, в Рус­ ском и в других ленинградских музеях экскурсантов всегда поражают изуми­ тельные по красоте произведения камне­ резного искусства. Тут и редкой рас­ цветки — фиолетовые, сиреневые, зелё­ ные, синие, кофейные — уникальные ва­ зы, привлекающие своим изяществом, тонкостью отделки. Среди них непре­ взойдённый шедевр камнерезного искус­ ства — «Царица ваз» , производящая не­ забываемое впечатление. Работа над ней — это подлинная история камнерез­ ного искусства, впитавшего в себя луч­ шие традиции русских камнерезов. Заме­ чательны и торшеры, и камины, и мел­ кие настольные вещицы, изготовленные из цветного камня. Стоишь часами перед этими вазами и не можешь оторвать взгляда от ажурной работы, сказочного рисунка, нежного, гениального по про­ стоте, чарующего своими линиями. Сколько напряжённого внимания, осто­ рожности при исполнении, терпения и непревзойдённого мастерства вложено в него! Даже настольные сувениры, — пресс-папье с ручкой в виде борющихся барса и крокодила, или, скажем , простой пепельницы в виде упавшего дубового листа и сидящей на нем крохотной фи­ гуркой кролика или лягушки, всё это вы ­ зывает восторг перед искусством неиз­ вестных крепостных мастеров. В России славились три камнерезных фабрики: Петергофская, Екатеринбург­ ская и Колыванская на Алтае. Особенно своеобразны и пленительны творения ал ­ тайских камнерезов. О них-то и написал интересную книгу известный краевед — историк Алтайского края Н. Я. Савель­ ев — «Алтайские камнерезы»1. Он про­ делал большую, трудоёмкую работу в ал ­ тайских архивах и создал историю Ко- лыванской шлифовальной фабрики с мо­ мента её организации и до наших дней. Алтай особенно богат поделочными камнями. Там есть горные уголки, вроде ущ елья реки Коргона и её притока Хаир- Кумира, где целые гряды сложены из порфиров и яшм. Фиолетовые, сирене­ вые, красные, синие, зелёные, розовые порфиры и пестроцветные яшмы и брек­ чии, цветные граниты и многие другие цветные камни позволили организовать замечательную шлифовальную мельницу в горной Колывани. Н. Я. Савельев подробно рассказывает о зарождении камнерезного дела на Алтае. Задав ­ ленные страшной нуждой и муштрой, алтайские мастера прославились своим искусством на весь мир. Автор очень живо и несколько иронически-грустно рассказывает о •путешествии рядово­ го алтайского камнереза Я. П. Про­ топопова с вазой, сделанной на Колы- ванской фабрике, в Париж, к фран ­ цузскому императору Наполеону I. Квад­ ратная чаша из серо-фиолетового порфи­ ра — лучшее произведение алтайских камнерезов была подарена в 1807 году русским царём Наполеону. Молодой, сильный и сметливый отдельщик повёз её в столицу Франции. Можно предста­ вить себе, какие трудности пришлось пе­ ренести, чтобы доставить её в сохранно­ сти, без всяких изъянов. Мастер добро^ совестно выполнил поручение. Алтайские камнерезы до самозабве­ ния любили свой труд и своими творе­ ниями прославили Родину. С раннего детства трудились они не покладая рук, проходя суровую школу мастерства. Не только создать цветную чашу или колон­ ну из цветного камня, но и отыскать, до­ быть самый камень подходящей расцвет­ ки было не так-то легко. Особенно трудно было его доставить на Колыванскую фабрику. Вот как был добыт камень-гигант для изготовления «Царицы ваз», В 1831 го­ I Н. С а в е л ь е в . «Алтайские камн ер е ­ зы». Алтайское книжное издательство , 1956

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2