Сибирские огни, 1956, № 4

дразнилок, песенок, мягко говоря, с не­ желательным содержанием. В с. Ребри- ха, например, можно услышать из уст детей песенки сомнительного идейного звучания про «Лизу, — Лизу, Лизавету», про «огурчики-помидорчики», «про Шу­ рочку в тужурочке» и т. д. С удивлени­ ем слушаешь , как 6-летняя девочка Галя Фёдорова (р. п. Павловск) поёт подруге: У меня милёнка два — Забулды га и балда , Забулдыга редко ходит, А балда-то никогда... •Между прочим, это — ещё одна из наиболее безобидных песенок. Есть и та­ кие, что мы их не можем процитировать. Главную роль в воспитании художест­ венного вкуса детей могли бы сыграть книги поэтов на близкие детям темы. Од­ нако мы не уверены, что поэтическая продукция алтайских поэтов в её тепе­ решнем виде могла бы окончательно вы­ теснить из головы ребёнка оскорбитель­ ные дразнилки и бессмысленные песенки и считалки. Впрочем, можно слышать, как иногда барнаульские ребятишки, рассчитыва­ ясь для игры, поют вместо «Ехала торба с высокого горба» стихотворение Б. Иов- лева о подсолнухе: I Девочка Алёнушка Посадила зёрнышко, Летом выросло на грядке Маленькое солнышко... Запоминают ребята и другие стихи этого автора, собранные в книжке «Отга­ дай-ка!» Автор остроумно разрешает «маленькие» темы: каждое стихотворе­ ние подано в виде простой, но цельной и яркой метафоры. Стихи «сами просятся ка язык» . Лучшие стихи из книжки М. Юдале- вича «По Алтаю» (о Семёне Пятнице, например) имеют познавательное значе­ ние, прививают любовь к родному краю и его людям. Но даже М. Юдалевич, который пи­ шет хорошие стихи для взрослых, отнёс­ ся несерьёзно к своей последней книжке для детей «О Феде и медведе». Хорошая мысль, ради которой написана вся книж­ ка («Ничего... лучше дружбы нет на све­ те») разжижена, теряется в третьесте­ пенных деталях. Это понимает и сам поэт: опасаясь, что его не поймут ма­ ленькие читатели, он объясняет: Это что ж случилось с ним? Кто не понял — объясним. Было очень плохо Феде — Стало очень хорошо. Он играл с одним медведем , А теперь др у зей нашёл. Если бы автор сократил книжку за счёт плохих строк, сделал бы идею и сю­ жет выпуклее, ярче, тогда стихотворе­ нию не понадобилось бы это «самообъяс- нение». Вряд ли. опытный поэт М. Юда- левич мог бы допустить в своей «взрос­ лой» поэме или пьесе такие строки: За обедом детский сад. Всем ребятам вкусно (I) А в стихах для детей такие строчки соседствуют с хорошими стихами. Но если книжку М. Юдалевича, не­ смотря на её недостатки, маленькие чи­ татели принимают всё-таки положитель­ но, то стихи Б. Орлова вызывают недо­ умение. Вот Б. Орлов рассказывает о том, как ребята проводят время в селе летом. Что же они увидели там нового, интересного? Ведь для городских ребят деревня — открытие нового мира. Ока­ зывается, самое важное занятие там —- «покушать с аппетитом коврижку с мо­ локом», самое интересное, что они уви­ дели в селе — традиционные «курочка- ряба, Петя-петушок, красный гребешок, а цыплят — несчесть, все хотят поесть». Перекочевал в книжку из других сти­ хов и гусь, который; конечно, рифмует­ ся со словом «боюсь». Ребята увидели ещё свинью, котёнка, собаку, ягнёнка, козлёнка, тыкву, телёнка, жеребёнка и прощаются с летом, уезж ая в город. Для того, чтобы написать такие стихи, не на­ до ничего знать и видеть. Их может написать каждый, кто знает, что на све­ те существуют телята, собаки, тыквы и т. д. Сами стихи не отвечают элементар­ ным требованиям здравого смы сл а / Очень, очень нравится Ж еребёнок Вове, Он траву ем у даёт: — Кушай на здоровье! Кто кому «траву даёт»? Жеребёнок Вове? Вряд ли запомнят маленькие читатели и другую книжку этого же автора «Мы идём в гости». Даже в лучшем стихотво­ рении «Пушок» есть такие строки: В кухне , в блюде для него Есть и хл еб и молоко. Так В. Орлов «рифмует» окончание строк. С каким пренебрежением надо от­ носиться к слову, чтобы ставить «есть» в смысле «имеется» рядом со словами «хлеб и молоко»! И в сегда , когда мне папа Объявляет: — Спать пора, — Пожимая другу лапу, Говорю я: — До утра. Ребёнок должен гадать: кому пожима­ ет лапу мальчик? Папе? Ведь с ним про­ исходит разговор перед сном. Вот строки из весьма сумбурной «Но­ вогодней сказки» Б. Орлова: Сказку? Ну, что ж , расскаж у Про одного зайца. Слушай. Здесь в л есу , где ты да я, Косоглазый родился. ...В это время серый волк По л есу голодный шёл.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2