Сибирские огни, 1956, № 4

ущ ерба для развития действия. «Палоч­ ка-выручалочка» потому и оставляет ощущение художественной целостности и завершённости, что в ней Н. Осинин ■сумел найти отличный сплав всех эле­ ментов рассказа, требующихся для соз­ дания в восприятии у читателей живого и яркого куска жизни. Вспомните уже приведённые выше строчки , когда характеризуется Ликина мама. «Мама — врач. Она терпеть не мо­ жет царапин». И т. д. Казалось бы — ведь это тоже справка. Но Н. Осинин на- здёл ей очень подходящее, может быть, д аж е — единственно возможное в рас­ сказе место, когда мама привела Лику домой, и недовольная Лика даже не смот­ рит на мать, а, сердито надувшись, садит­ с я разуваться . Ну, конечно же, в этот момент девочка думает о своей маме именно с таким оттенком недовольства и осуждения. Характеристика Ликиной ма­ мы в этом месте психологически оправ­ дана. Поэтому она и воспринимается не просто как вставная справка о взрослом человеке, а как естественное п р о д о л ­ ж е н и е х о д а мыслей самой девочки, как элемент непрерывного развития дей­ ствия . А вот пример из рассказа «Часы». Вадим, увлечённый своими часами, при­ шёл в школу, не выучив уроков. Раздал ­ с я звонок. Арифметика стояла в распи­ сании первой. Положение Вадима ослож­ нялось ещё и тем, что ему не к кому бы­ ло даже заглянуть в тетрадку. Остава­ лось надеяться на счастье. В таком положении находится герой рассказа перед приходом в класс учи­ тельницы математики. Естественно, что читатель с нетерпе­ нием ждёт появления учительницы. Есте­ ственно, что и герой думает об учитель­ нице. Н. Осинин и разрывает в этом ме­ с т е повествование характеристикой Ве­ ры Николаевны. Как будто аналогичный случай, не правда ли? Однако здесь у Н. Осинина не полу­ чилось органического слияния словесной характеристики героини с линией непре­ рывного повествования, так как описа­ ние учительницы дано безотносительно к психологическому состоянию героя, без­ относительно к ситуации, а вообще так, к ак можно сказать о ней при любых об­ стоятельствах: «Если бы спросить, за что в классе любили учительницу мате­ матики Веру Николаевну, то, пожалуй, ответить было бы затруднительно». «Вначале Вера Николаевна обнаружила у него какую-то особую способность...» «В ера Николаевна доказала ему...» «Хва­ л и л а Вера Николаевна не так, как дру­ гие...» Словом — целую страницу заняла развёрнутая характеристика учительни­ цы, а на продолжение событий весь этот кусок не повлиял никак. В самом деле, ведь попытка Вадима обмануть учитель­ ницу вызвана лишь тем, что учительни­ ца, как ему показалось, особенно при стально посмотрела на него. Но ведь т а к посмотреть мог и другой учитель, а не только Вера Николаевна, столь под­ робно охарактеризованная. Значит, для развития действия из данной её характе­ ристики ничего не вытекало. Вот почему и вся характеристика, не включённая в ход событий, звучит именно как встав­ ная справка, как информация, а наличие подобных справок в любом художествен­ ном произведении портит впечатление. В произведениях Н. Осинина таких просчётов немного. Но говорить о них нужно, так как борьба за мастерство в сущности своей сводится как раз к тому, чтобы добиваться полной гармонии и це­ лостности художественного произведе­ ния. ' Н. Осинин сам превосходно понимает всю сложность писательского труда и творчеством своим уже доказал , что спо­ собен создавать интересные произведе­ ния. Тем строже мы подошли к некото­ рым его недостаткам в хорошей книжке «Палочка-выручалочка», твёрдо веря, что в дальнейшей работе он эти недо­ статки безусловно устранит. Юрий Сальников. О СУРОВЫХ л ю д я х ЕНИСЕЯ «Уверены ли вы, публикуя новую кни­ гу, что у вас есть чем поделиться с изне­ могающим от любознательности челове­ чеством?.. — писал JI. Леонов. — Надо обладать чрезвычайно глупым апломбом, чтобы сообщать людям уже известное. А люди сегодня очень много знают... Ж ела­ тельно, чтобы каждая книга была пусть маленьким, но событием в культуре» . («Октябрь», № 3, 1956). Может быть, излишне претенциозно начинать маленькую рецензию на ма­ ленькую книжку1, написанную для детей младшего и среднего возраста, с повторе­ ния общих важных мыслей о мастер­ стве, таланте и труде писателя. Пред­ ставьте только: ч е л о в е ч е с т в о , из­ немогающее от любознательности, и книжка в 38 страниц небольшого форма­ та, изданная в Красноярске! Но... каж ­ дая книга должна быть «пусть малень­ ким, но событием в культуре». Является ли таким событием произве­ дение красноярца И. Назарова?.. Вот — тринадцатилетняя дочь шкипе­ ра Горячкина. «Худощавая, не по летам рослая, с большими карими глазами на продолговатом лице, Шура и характером удалась в отца — серьёзная , деловитая, неторопливая. Домашними делами она интересова­ 1 И. Н а з а р о в . Дети шкипера Горячки- на. Красноярское книжное издательство, 1956, 40 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2