Сибирские огни, 1956, № 4
ущ ерба для развития действия. «Палоч ка-выручалочка» потому и оставляет ощущение художественной целостности и завершённости, что в ней Н. Осинин ■сумел найти отличный сплав всех эле ментов рассказа, требующихся для соз дания в восприятии у читателей живого и яркого куска жизни. Вспомните уже приведённые выше строчки , когда характеризуется Ликина мама. «Мама — врач. Она терпеть не мо жет царапин». И т. д. Казалось бы — ведь это тоже справка. Но Н. Осинин на- здёл ей очень подходящее, может быть, д аж е — единственно возможное в рас сказе место, когда мама привела Лику домой, и недовольная Лика даже не смот рит на мать, а, сердито надувшись, садит с я разуваться . Ну, конечно же, в этот момент девочка думает о своей маме именно с таким оттенком недовольства и осуждения. Характеристика Ликиной ма мы в этом месте психологически оправ дана. Поэтому она и воспринимается не просто как вставная справка о взрослом человеке, а как естественное п р о д о л ж е н и е х о д а мыслей самой девочки, как элемент непрерывного развития дей ствия . А вот пример из рассказа «Часы». Вадим, увлечённый своими часами, при шёл в школу, не выучив уроков. Раздал с я звонок. Арифметика стояла в распи сании первой. Положение Вадима ослож нялось ещё и тем, что ему не к кому бы ло даже заглянуть в тетрадку. Остава лось надеяться на счастье. В таком положении находится герой рассказа перед приходом в класс учи тельницы математики. Естественно, что читатель с нетерпе нием ждёт появления учительницы. Есте ственно, что и герой думает об учитель нице. Н. Осинин и разрывает в этом ме с т е повествование характеристикой Ве ры Николаевны. Как будто аналогичный случай, не правда ли? Однако здесь у Н. Осинина не полу чилось органического слияния словесной характеристики героини с линией непре рывного повествования, так как описа ние учительницы дано безотносительно к психологическому состоянию героя, без относительно к ситуации, а вообще так, к ак можно сказать о ней при любых об стоятельствах: «Если бы спросить, за что в классе любили учительницу мате матики Веру Николаевну, то, пожалуй, ответить было бы затруднительно». «Вначале Вера Николаевна обнаружила у него какую-то особую способность...» «В ера Николаевна доказала ему...» «Хва л и л а Вера Николаевна не так, как дру гие...» Словом — целую страницу заняла развёрнутая характеристика учительни цы, а на продолжение событий весь этот кусок не повлиял никак. В самом деле, ведь попытка Вадима обмануть учитель ницу вызвана лишь тем, что учительни ца, как ему показалось, особенно при стально посмотрела на него. Но ведь т а к посмотреть мог и другой учитель, а не только Вера Николаевна, столь под робно охарактеризованная. Значит, для развития действия из данной её характе ристики ничего не вытекало. Вот почему и вся характеристика, не включённая в ход событий, звучит именно как встав ная справка, как информация, а наличие подобных справок в любом художествен ном произведении портит впечатление. В произведениях Н. Осинина таких просчётов немного. Но говорить о них нужно, так как борьба за мастерство в сущности своей сводится как раз к тому, чтобы добиваться полной гармонии и це лостности художественного произведе ния. ' Н. Осинин сам превосходно понимает всю сложность писательского труда и творчеством своим уже доказал , что спо собен создавать интересные произведе ния. Тем строже мы подошли к некото рым его недостаткам в хорошей книжке «Палочка-выручалочка», твёрдо веря, что в дальнейшей работе он эти недо статки безусловно устранит. Юрий Сальников. О СУРОВЫХ л ю д я х ЕНИСЕЯ «Уверены ли вы, публикуя новую кни гу, что у вас есть чем поделиться с изне могающим от любознательности челове чеством?.. — писал JI. Леонов. — Надо обладать чрезвычайно глупым апломбом, чтобы сообщать людям уже известное. А люди сегодня очень много знают... Ж ела тельно, чтобы каждая книга была пусть маленьким, но событием в культуре» . («Октябрь», № 3, 1956). Может быть, излишне претенциозно начинать маленькую рецензию на ма ленькую книжку1, написанную для детей младшего и среднего возраста, с повторе ния общих важных мыслей о мастер стве, таланте и труде писателя. Пред ставьте только: ч е л о в е ч е с т в о , из немогающее от любознательности, и книжка в 38 страниц небольшого форма та, изданная в Красноярске! Но... каж дая книга должна быть «пусть малень ким, но событием в культуре». Является ли таким событием произве дение красноярца И. Назарова?.. Вот — тринадцатилетняя дочь шкипе ра Горячкина. «Худощавая, не по летам рослая, с большими карими глазами на продолговатом лице, Шура и характером удалась в отца — серьёзная , деловитая, неторопливая. Домашними делами она интересова 1 И. Н а з а р о в . Дети шкипера Горячки- на. Красноярское книжное издательство, 1956, 40 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2