Сибирские огни, 1956, № 4
кричат, потом силы попробуют. А после уж — мир». Этой фразой кончается «Палочка-вы ручалочка». I С первого взгляда может показаться, будто Н. Осинин рассказал о незначи тельном случае. И даже не сделал ника кого вывода! Но это лишь — с первого взгляда. На самом деле трудно переоце нить воспитательное значение этого рас сказа, действующего не только на ум, но и на сердце ребят-читателей. Очень доб рые чувства он вызывает, хорошую това рищескую выручку прославляет, учит подражать настоящим человеческим от ношениям! Учит этому пример не одной только Лики. Ликин дедушка, учитель, «поста рался» , чтоб Игорь исправил отметки и, когда наступил момент, справедливо вы ставил ему четвёрку. Ликина мама, — врач, — непрестанно заботится о боль ных, забывая о собственном отдыхе. Да же маленький, но солидный Шурик, едва научившийся произносить звук «Ж», проникнут глубоким сознанием справед ливости и коллективизма. И всё в рас сказе необходимо, уместно, художествен но обосновано — каждая деТаль, каждый образ. Поэтому-то «Палочка-выручалоч ка» и относится к произведениям подлин ного искусства. Но у каждого писателя есть произве дения получше и послабее. В рецензируемой книжке Н. Осинина два других рассказа («Сила воли» и «Ча сы»), на мой взгляд, слабее «Палочки- выручалочки». Это не значит, что они плохие. Нет, и в них та же манера пись ма — чуткое внимание к психологии де тей, ясный, выразительный язык, — и та же поучительность в лучшем смысле этого слова — без назидательности. Вадиму Тополеву на день рождения мама решила подарить часы. Вадим об наружил подарок раньше времени и без спроса взял часы в школу. Н. Осинин по казывает, что из этого получилось. Он разоблачает вред хвастовства и тщесла вия. Задуматься над этим рассказом не мешает и взрослым, так как Вадим в ре зультате всех событий с горечью воскли цает, глядя на злополучные часы: «Э, лучше бы уж их совсем не было»! Конечно, не часы виноваты во всех его бедах, это ясно. И всё-таки взрослым полезно знать, что ребячьи ошибки не редко проистекают оттого, что сами взрослые действуют подчас без учёта возрастных запросов детей, невольно по рождая ненужный сЬблазн. Поучительна и история Яши, поняв шего в конце концов, в чём проявляется настоящая сила воли и кто по-настояще му обладает ею — Димка или Роман (рассказ «Сила воли»), И тем не менее, при всех достоин ствах эти два рассказа имеют недостат ки, снижающие их художественную цен ность. В них нет полной гармоничности всех деталей, полной завершённости и той цельности, какая отличает «Палочку- выручалочку». Строго говоря, по жанровому призна ку «Сила воли» даже и не рассказ. З а мысел автора — показать эволюцию взглядов своего героя Яши на протяже нии довольно длительного срока, требо вал гораздо большей текстовой «жилпло щади», так сказать, движения сюжета во времени, то есть композиции, близкой к композиции повести. Неслучайно, вместо одного кульминационного пункта, обыч но наличествующего в рассказе, как «главный эпизод», в «Силе воли» имеет ся два таких «главных» эпизода, оди наково важных для раскрытия идеи — игра в футбол и случай на реке. От это го рассказ теряет стройность. Неслучай но так же и то, что Н. Осинин, ограни чив себя рамками рассказа, вынужден был скомкать повествование, рассчитан ное, по сути дела, на больший сюжетный простор. И появились в тексте рассказа «служебные» фразы , чисто механически связывающие отдельные эпизоды, и «служебные» куски, играющие роль «справок», с помощью которых автор н е п о к а з ы в а е т нам событие, н е р и с у е т картину жизни, а лишь сооб щает о ней, объясняет положение, ин формирует читателя. «В футбольную команду учитель меня, конечно, принял, но удовлетворения мне это не принесло, так как мой друг Роман во время тренировки должен был опять сидеть в классе и учить грамматику». «В школе между ребятами только и было разговоров, что о предстоящем матче футбольных команд». «Ко мне и к Роману все учителя на чали в последнее время проявлять нехо рошую подозрительность». И так далее. Нетрудно заметить, что каждая из этих фраз несёт в себе заро дыш ярких развёрнутых картин, кото рые, очевидно, должны были сыграть важную роль в формировании характера героя, его новых взглядов. Сейчас ж е всё это в рассказе выглядит чрезвычай но к о н с п е к т и в н о , отчего резко обозначается заложенная в основу по вествования схема. Очевидно, Н. Осинин зря втиснул в рамки рассказа такой сю жет. В рассказе «Часы» много длиннот, и есть такие куски, которые не входят в повествование органически. По ходу действия автору-рассказчику почти всегда бывает необходимо не толь ко излагать события, но и знакомить чи тателя с некоторыми важными для идеи произведения деталями, например, с ф ак тами биографии героев, с внешним порт ретом их, с обстановкой места действия и т. д. Стройность композиции того или иного произведения зависит от ум енья писателя органично вплетать в повество вание все эти необходимые данные без
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2