Сибирские огни, 1956, № 4

ere одобрение г"! © ... ■ РАССКАЗЫ H. ОСИНИНА Небольшая книжка «Палочка-выруча­ лочка» Новосибирского писателя Н. Оси­ нина1 уже получила заслуженное при­ знание у юных читателей. Школьники с интересом обсуждают на своих читатель­ ских конференциях все три рассказа, включённые в книжку: и «Палочку-выру­ чалочку» , и «Силу воли», и «Часы». Рассказы Н. Осинина свидетельству­ ют, прежде всего, о том, что писатель следует хорошему принципу: разговари­ вать с детьми всерьёз о самых серьёз­ ных вещах. А ведь как часто неуменье в зять нужный тон с детьми приводит ли­ бо к простому развлекательству, либо к ■откровенному дидактизму, сдобренному назойливым сюсюканьем. Н. Осинин излагает ребятам одно со­ бы тие з а другим внешне спокойно и про­ сто , но делает это, как умный и наблю­ дательный взрослый, который знает больше своих маленьких слушателей и только, не хочет заранее навязывать им ■своего мнения, а лишь помогает проник­ нуть во внутренний мир героев, помогает раскрыть смысл описываемого явления. Почти все произведения Н. Осинина пси­ хологичны. Он заставляет читателя сле­ дить за движением внутренней жизни ре­ бячьей души. Н. Осинин пишет о детях очень тепло, любовно. Читаешь и вдруг чувствуешь, что н а губах блуждает невольная улыбка. Да разве можно не улыбнуться, прочи­ тав такие, например, строчки: «— Ноги промочила? Мама задаёт вопрос сразу, как только Лика переступает порог. — Нет, — Лика обижена. Она даже не ■смотрит в мамину сторону. — Так я тебе и поверила! Раздевай­ с я и разувайся. Мама — врач. Она терпеть не может царапин, грязных рук и мокрых ног, особенно весной. Во всём ей болезни чу­ дятся . Сама говорит, что надо на улице больше играть, а требует, чтобы ноги были сухие. Пойми её! Лика сегодня не бродила по лужам, поэтому недоверие мамы ещё больше обижает её. Она садится на пол и, серди­ то дуясь, разувается. Однако ноги почему-то оказываются 1 Н. О с и н и н . «Палочка-выручалочка». Р а сска зы для школьников. Новосибирское к ниж но е издательство , 1955, 70 стр. Р едак ­ т ор Н. В. Малюкова. всё-таки мокрыми и красными, как у гу­ сёнка...» Посмотрите, как всё здесь просто и в то же время, как тонко подмечена и л а­ конично выражена психология малень­ кой девочки: её недовольство мамиными придирками, детская убеждённость в не­ возможности сохранить при игре на ули­ це сухими ноги, и, наконец, безгранич­ ное удивление перед фактом, что ноги действительно мокрые («и красные, как у гусёнка»! — чудесная деталь!), хотя по лужам сегодня Лика совсем не бегала. * Обаятельный образ Лики из рассказа «Палочка-выручалочка» возникает во всём многообразии детского характера. Как она ненавидит Игоря, который дразнится! Как верит Лёньке, а потом всё-таки начинает сама осуждать его за то, что он любит приврать. Как, наконец, после разговора с дедушкой, хочется ей, чтоб Игорь и Лёнька помирились! И, не шелохнувшись, сидит она, играя в прят­ ки, за ямой, лишь бы «застучать» Иго­ ря, потому что игра у них «на уговор»... «— Лика! Личенька! Не вылазь! — умоляет Лёнька, бегая вслед за Игорем. — Не вылежай , — вторит ему Шу­ рик. Нет, Лика не вылезет до тех пор, пока Игорь не отойдёт подальше от палочки. И тогда она выручит своих товарищей. И Игоря заставит дружить, а не драз­ ниться!» Эта фраза, передающая мысли девоч­ ки, звучит, как клятва маленькой герои­ ни, которой очень трудно сидеть в яме, но она всё равно сидит... И ноги в ко­ ленках заболели... И едва Лика попробо­ вала их разогнуть, как в тело впилось множество острых невидимых иголочек... «Отморозила!» — решила девочка. «Те­ перь хоть что — придётся глотать самые горькие таблетки, зелёные! А то ещё, че­ го доброго, и рыбий жир...» Так, сознание «высокого подвига» и ре­ шимость держаться до победного конца сочетаются с истинно детским воспоми­ нанием о ненавистных, но теперь уж , ко­ нечно, неизбежных лекарствах! Всё кончается хорошо... Правда, Игорь и Лёнька, со всех ног стремясь к палочке-выручалочке, свалились в кана­ ву с водой и вымокли... Вот они оба си­ дят голые под одним одеялом и всё ещё спорят. Лика сокрушается: «Опять зару ­ гались». Но искушённый в вопросах вражды и дружбы Сёма заявляет твёрдо: «— Нет, это они мирятся. Сейчас по­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2