Сибирские огни, 1956, № 4
мгновенный переход от него к покою: «мелькнул марал — над пропастью п р ы ж о к — там, у ручья, где р а з м е т а л а с ь ива, о с т а н о в и л с я , гля нул в т и х и й лог»; но и в этом молние носном движении мы успеваем разгля деть великолепное могучее животное до мельчайших, открытых глазу поэта под робностей — до «серебряного дымка» — весеннего ворса на молодых рогах ма рала. Ортодоксальный и строгий критик мо жет сейчас же спросить меня: ну и что же такого в этом гравюрном рисунке, для чего и о чём это стихотворение? Больше того, он может даже поморщить ся: не отдаёт ли это стихотворение со зерцательным, бездумным любованием и даже эстетством? Само стихотворение опровергает этот возможный упрёк: если бы в нём даже и не было заключительных строк, рас крывающих его глубокий, подлинно фи лософский смысл, если бы эта чудесная поэтическая зарисовка и состояла всего только из живого запечатлённого мгно вения — изображения бегущего оле ня, — мы были бы глубоко благодарны поэту за картину — ведь это чудесная, живая красота природы, жизни, заклю чающая в себе подлинную поэзию. Но поэт в конце раскрывает идею всего сти хотворения, органически вытекающую из нарисованной им картины: Взревел ... И вновь пустился ч ер е з вод Где отражён зелёный пихт убор. Он вырвался и з рук мараловода. Бежит туда, где выше кряжи гор: Там, может быть, костром солнцевосхода Сейчас ему мерещится свобода... Всё стихотворение вдруг озаряется этой высокой мыслью, наполняется воз вышенной человечностью, становится торжественным гимном свободе, весне, жизни. А это и есть, по-моему, вполне современная по идее подлинная лирика, поэзия больших чувств и размышлений. Такие большие и яркие поэтиче ские удачи, конечно, и прежде все го —■ плоды большого таланта, настоя щего поэтического вдохновения. Но вме сте с тем это плоды огромного и долгого труда поэта над словом, над стихом, не устанного совершенствования мастерст ва, настойчивых поисков наиболее вы разительного поэтического слова. Мы знаем, что И. Мухачёв никогда не считает даже и свои лучшие стихи пол ностью законченными, не прекращает взыскательной работы над своими произ ведениями после их публикации. Доста точно хотя бы сравнить первоначальные варианты таких крупных его произведе ний, как поэмы «Карло Тэтэнгоди» или «Сайгалата» с более поздними публика циями, чтобы видеть, какая большая ра бота проделана поэтом над ними в про цессе подготовки их к новому изданию. Это можно видеть и на многих других стихах — ранних и более зрелых, срав нив, например, последнее издание «Из бранного» с предыдущими книгами поэта. Выше уже было сказано о том, как любовно и чутко, подлинно творчески ис пользует И. Мухачёв в своих произведе ниях на алтайские темы и в своей лири ке многоцветные богатства устной народ ной эпической поэзии и песен Алтая. Это придаёт его стихам особую поэтиче скую прелесть и своеобразие, особую естественность и локальность поэтиче скому выражению и образам. Вот, напри мер, как умело и тонко в его лирике ис пользуются характерные для алтайской народной поэзии приёмы параллелизмов и аллитерационного стиха, образов при роды для передачи человеческих чувств: Урсул в долине поёт, Месяц горит над водой. Весело сердц е моё Бьётся в груди молодой... Как лебедь к своим птенцам, Как сокол под облака, Наши летят сердца Друг к другу издалека... В стихах И. Мухачёва видна большая и подлинно творческая учёба поэта на великолепных образцах русской класси ческой поэзии, обогатившая его напев ный по природе талант. Многие стихи поэта именно не читаются, а, как гово рят музыканты, сами «ложатся на музы ку», поются, то есть несут в себе внут реннюю мелодию, как, например, стихо творение «Любовь»: Ты споёшь нам здесь — Отзовётся там, Где так славно цвесть В тишине цветам. Только глянешь ты — И на сердц е дрожь... Ах, цветы, цветы, Лепестковый дождь! Лишь прислушайся, Ты узнаеш ь — есть У цветов своя И любовь и песнь... Некоторые стихотворения самим поэ том с полным правом названы песнями— «Песня пастуха Бабая» , «Песня молодо го алтайца» и другие; без преувеличе ния многие стихи И. Мухачёва. можно отнести к образцам песенной лирики... Быть может, далеко не всего, что мог бы, что потенциально заложено в его не заурядном даровании, достиг в своём многолетнем творческом труде И. Муха чёв; вероятно, далеко не всё в его, срав нительно скромном по объёму поэтиче ском багаже, удовлетворяет интересам и запросам нашего широкого и требователь ного читателя. Но поднявшись вместе с поэтом, вернее, вслед за ним по горному пути в его светлый, многокрасочный и звучный поэтический край, вслушиваясь, всматриваясь, вживаясь в этот полный солнечной и ясной поэзии мир, невольно испытываешь высокое и радостное вол нение и благодарное уважение ко всему
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2