Сибирские огни, 1956, № 4
Не страшусь я: пусть в етер вольный Над лесами рассыплет грозы , — Я схвачу голубую молнию, Заплету , словно ленту, в косы. Я поеду в город богатый, Что отсюда стоит на вечер... Ч еберек , услышь Сайгалату, Выйди, ласковый, мне навстречу!.. Великолепны, по-мухачёвски красоч ны и динамичны картины природы в поэ ме, органически связанные с пережива ниями героев, передающие действие, его ■напряжённость и развитие. Этот поэтический приём передачи че ловеческих переживаний через образы природы позволяет И. Мухачёву созда вать очень лаконичные, но глубоко на сыщ енные мыслью и чувством картины, например , картину гибели Чеберека в передаче Сайгалаты: Не з а б у д у последней схватки За рекою , у перевала... Месяц слышал, как ветры дули, Люди с криком падали в реку , Месяц видел , как злая пуля Сердце вырвала Чебереку. Неподвижный и молчаливый, Чеберек зарыт под скалою. Он не слышал, как ночью ивы Разговаривали с волною, Как, напуганные пожаром , Кони ржали, скача по тропам , Как во тьме под моим ударом Барабош провалился в пропасть... Романтическая приподнятость образов поэмы отнюдь не ослабляет, а. наоборот, чрезвычайно усиливает их поэтическую глубину и жизненность, поднимает их до ■большого поэтического обобщения. Даже только эти куски из поэмы поз воляют отчётливо увидеть и понять один из «секретов» поэтического мастерства И. Мухачёва: глубокое творческое освое ние поэтом богатств и особенностей уст ной народной поэзии Алтая , умелое и тонкое сочетание её красок и звучаний о приёмами русской классической поэти ки: в этой поэме наиболее выразительно выступает и другая индивидуальная и сильная стилистическая особенность творческой манеры, «почерка» И. Муха чёва — умение органично и проникно венно передать душевное состояние че ловека, героя или развитие какого-либо действия через живописные картины ок ружающей природы средствами лириче ского пейзажа. Поэма «Сайгалата», напи санная поэтом в пору наиболее высоко го его творческого подъёма, является наиболее совершенным и самобытным среди эпических произведений поэта. В стихах и поэмах И. Мухачёва, на писанных на материале жизни, истори ческой судьбы алтайского народа, перед нами постепенно и всё более полно и многосторонне формируется поэтически обобщённый образ этого народа, алтай ского человека-труженика — рождение из вчерашнего, забитого и бесправного, обречённого на вымирание народа-кочев- ника, нового, советского человека. В ранних стихах И. Мухачёв показал, ка кую радость принёс великий Октябрь, какая замечательная весна загремела над горами и долинами Алтая. Образ нового человека Алтая мы ви дим во многих стихах. Вот с весёлой и скромной песней о новой жизни в род ном Алтае едет по родной долине моло дой табунщик Бабай; вот справляет радостное новоселье колхозный мара ловод Челапан, перебираясь из продым лённой кочевой юрты в новый светлый дом, построенный для него колхозом; вот молодой охотник-алтаец также с по стоянной спутиицей-песней отправляется в зимнюю тайгу, в горы на промысел; вот старый и мудрый Суртай делится ду мами о жизни с молодыми и отвечает на чей-то вопрос — «чем же ты богат, Суртай?» ...Богат я внуком. Внук Суртая смел, могуч, Красный сокол — внук Суртая, Он летает выше туч Над долинами Алтая. Лес, охотничьи угодья, Ручейки , луга , разводья, Что пестры от птичьих стай, Дорогие в н едрах камни, Эти горы, весь Алтай Власть Советов отдала мне... Всем теперь богат Суртай!.. Многочисленные стихи, посвящённые людям и природе Алтая , многолетнее творческое общение поэта с алтайским народом, его историей, культурой и уст ной поэзией, пристальное изучение всего нового, что каждый день рождается в жизни и труде этого братского народа,— всё это закономерно завершилось созда нием ■крупного и широкого эпического полотна, как бы подытоживающего рабо ту И. Мухачёва над алтайской темой, — «Повести о Демжае-алтайце». Работа над этим произведением про должалась свыше полутора десятиле тий — первые части поэмы появились накануне Великой Отечественной войны в журнале «Сибирские огни»; завершена эта работа была в послевоенные годы и полностью впервые опубликована в кни ге избранных стихов И. Мухачёва («Моё родное») в 1951 году. Примечательно, что вначале, при публикации первых ча стей, поэма называлась «Мой друг» — в самом заглавии автор подчёркивал особую свою близость к герою поэмы и раскрывал свой основной замысел — взволнованно и проникновенно расска зать о жизни и судьбе близких ему дру зей, земляков-алтайцев. Поэт поставил перед собой творческую задачу — соз дать собирательный и обобщённый, ти пический образ алтайца, сына своего на рода, образ, в котором нашли бы живое воплощение национальные особенности и черты народного характера, его исто рическая судьба и путь через века, — задачу большой сложности и трудности, особенно для поэтического произведе ния.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2