Сибирские огни, 1956, № 4
* * В автобиографическом стихотворении «Детство» И. Мухачёв так раскрывает происхождение, источник своей любви и доверчивой привязанности к природе: Я там бродил , см еялся незабудкам , Что рождены не бегать , не летать. Оттуда я неопытным рассудком Пытался тайны мира постигать... Но что могли ответить мне деревья?.. На каменистой родине моей Одно постиг я — нежно гладить зверя , Ловить на сопках диких голубей... Ранняя лирика И. Мухачёва питалась тлавным образом этими мотивами — трогательной близости к природе, любо вания её девственной красотой, поисков в природе покоя, сочувствия, живой тепло ты и всего того, чего не хватало чело веку в жизни, чего не находил он среди людей. Но и в некоторых позднейших стихах эта, по-детски наивная, порой бездумно созерцательная любовь иногда приобретала самодовлеющий характер, заслоняла собою человека, суживала мир человеческих чувств и мыслей, при водила к односложности и повторяемости поэтического выражения. Например, в одном из послевоенных стихотворений снова прозвучал этот мотив ухода поэта в девственную тишь природы, от всех «мирских сует» и шума жизни: Дремота спор ведёт со мною, Как будто думы приглуша, С высокой горной тишиною Моя сливается душа ... Явно не с собственного голоса в неко торых стихах появлялись даже мотивы противопоставления природы человече скому обществу, защиты нетронутой, девственно-чистой природы от влияния города, от вторжения машин и индустри альной копоти в зелёный мир (стихотво рения «Камень» и другие). В этих ран них и не очень самостоятельных стихах воспевалась романтика бродяжничества: Ты опять зовёшь меня бродяжить. Ты меня заставить хочешь вновь Там, где гор щетинистые кряжи, Пить медвежью розовую кровь. В ширь тайги, где летними ночами Крепок трав малиновый настой, Я пойду с котомкой за плечами, Я пойду тропинкою глухой. Только кровь медвежью пить не стану, Убивать не б уду я зверей , Я хочу быть тихим , как туманы Над листвой в есенни х тополей... Кстати, этим стихотворением поэт от крывает только что вышедшую книгу «Избранного», очевидно подчёркивая ор ганичность таких мотивов в его лирике. И делает это правильно, потому что без указания на это было бы неполным пред ставление о его творческом пути, отнюдь не лёгком и не абсолютно прямом. А главное, без этого нельзя было бы по нять и достойно оценить те очевидные творческие достижения, какими богата зрелая мухачёвская лирика. От первых подражательно-наивных, созерцательно-пассивных, расцвеченных таёжной экзотикой стихов только о при роде Мухачёв постепенно подошёл к ос мыслению отношений человека и приро ды, не избежав при этом некоторых сры вов, трактуя эти отношения вне времени и действительности. Это было примитив но декларативное утверждение давно разработанной в поэзии формулы: чело век — царь природы. Таково, например, стихотворение «Человек» (1936 г.), ко торое одним из критиков явно по недора зумению было названо «программным» для всей лирики Мухачёва (послесловие И. Сотникова к. книге «Моё родное», 1951 г.). Вся философия этого стихотво рения сводится к утверждению деспоти ческой власти Человека над природой. От былого слияния человека с приро дой, как раба и придатка её, или, в луч шем случае, её преданного сына, поэт склоняется в противоположную край ность — к утверждению насильственной власти человека над природой, не толь ко своенравной, но даже враждебной ему, из чего и вытекала необходимость подав ления природы её «царём». В том и дру гом случае человек и природа по суще ству противопоставлялись друг другу, и поэт далеко не сразу нашёл выход из этого противоречия, что свидетельствова ло прежде всего о далеко недостаточной идейной вооружённости поэта. Но сама жизнь и пошла навстречу поэту. Он увидел вокруг себя свободных от былого гнёта людей, горячо присту павших к переустройству своей жизни, к разведкам и освоению природы. Поэта захватили и увлекли вызванные первы ми пятилетками всеобщее трудовое во одушевление, пафос преобразования и созидания, он глазами советского че- ловека-труженика, хозяина своей земли, вгляделся в окружающую его, любимую им с детства природу. В стихах Мухачё ва появился новый лирический герой. Вот он, путь мой длинный, Горная округа... Ветер по долинам , — Листья вьются вьюгой... Так и бры зж ет хвоя С ж елтоватых веток. ...Ну-ка, где ты, воля, — К р ы л ь я человека! Будь, как сталь, тверда ты, Чтобы под ногами Сизый, ноздреватый Рассыпался камень... Чтобы распахнулись Этих гор подвалы, Где, томясь, заснули Разны е металлы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2