Сибирские огни, 1956, № 4

териале жизни и исторической судьбы маленького алтайского народа. Всё это и давало повод некоторым из литературных критиков (например, Ф. Левину) высокомерно рассматривать поэзию И. Мухачёва, как явление су­ губо «местное», предъявлять поэту тяж ­ кий упрёк в «областной ограниченно­ сти». Этим же и объяснялось иногда то обстоятельство, что красочная и звуч­ ная , богатая подлинной поэтичностью ли­ рика И. Мухачёва не получила призна­ ния за пределами Сибири. Думается, что такие толкования и бценки исходили не только от недостаточ­ ного внимания, а иногда и прямого пре­ небрежения литературной критики к «не­ столичным» литераторам, но и от суще­ ствующей по сей день неразберихи в на­ шем литературоведении в отношении пу­ тей развития и роста нашей многоязы­ кой и многоголосой советской поэзии. Между тем творчество И. Мухачёва, на мой взгляд, как раз представляет со­ бою интересный пример и материал для размышлений и выводов. Когда задумываешься над творческой судьбой И. Мухачёва, невольно припо­ минается одно интересное выступление нашего крупнейшего лирика-песенника М&х. Исаковского, глубоко затронувшего в своей статье некоторые проблемы поэ­ тического мастерства, формирования и творческого роста советского поэта («За­ метки о поэзии», журн. «Знамя», № 8 за 1949 год). «У каждого человека, — пишет М. Исаковский, — есть родина, которую он любит всей душой, с которой связаны лучшие его чувства и воспоминания и к судьбе которой он не может относиться равнодушно... И так же, как у человека есть родина, у поэта есть, во всяком слу­ чае, должно быть, нечто такое, без чего его поэзия не могла бы существовать или, в крайнем случае, не могла бы быть плодотворной...». М. Исаковский указывает на творче­ ство некоторых советских поэтов, у ко­ торых за кажущейся широтой, многосто­ ронностью творчества на самом деле об­ наруживается весьма слабая связь с жизнью, отсутствие прочной творческой почвы и отсюда — весьма поверхностное отображение действительности, скольже­ ние по её поверхности, погрешности про­ тив жизненной правды и идейная сла­ бость произведений. М. Исаковский очень верно указывает на несправедливость упрёков в «ограни­ ченности», в однотемности поэтам, кото­ рые отображают в своём творчестве ка­ кую-то из сторон нашей действительно­ сти. Они разрабатывают «свою» излюб­ ленную тему, но с подлинным знанием её и в общей связи с жизнью нашего на­ рода, когда в основе «своей» темы поэта лежит идея советского патриотизма. «Каждый советский поэт должен иметь свою тему, свои особенности, ко­ торых нет в творчестве других поэтов ,— утверждаем М. Исаковский. — И вот из совокупности этих особенностей и скла­ дывается богатство советской поэзии — поэзии, национальной по форме, социали­ стической по содержанию...». И. Мухачёв как раз такой поэт .— со своим индивидуальным поэтическим го­ лосом, с основной своей темой и твор­ ческим своеобразием выразительных средств; его стихи, особенно лирические, нельзя смешать со стихами других поэ­ тов, не только по тематическому своеоб­ разию, но и по средствам поэтического выражения. Да, поэзия Ильи Мухачёва представ­ ляет собою характерное явление «об­ ластной» литературы , как назвал Л. М. Горький русскую советскую лите­ ратуру, получившую огромное развитие во всех республиках, краях и областях между Первым и Вторым съездами со­ ветских писателей. М. Горький видел в этом развитии литературы по всей стра­ не принципиально новое явление боль­ шого культурно-политического значения, видел в этом расширение «поля зрения» нашей литературы на жизнь страны Со­ ветов. Он всячески способствовал росту литературных сил в глубине страны, по­ явлению книг, в которых находили бы от­ ражение «жанр и пейзаж — быт и при­ рода» различных областей и краев, жизнь многоязыкой семьи советских на­ родов и племён. Творчество И. Мухачёва может быть отнесено именно к таким явлениям на­ шей литературы . С полным основанием мы можем утверждать, что русский со­ ветский поэт Мухачёв своими стихами — лирикой и поэмами одним из первых в нашей литературе поэтически «открыл» перед читателями своеобразнейший уго­ лок нашей Родины — Горный Алтай, любовно и правдиво запечатлел в своих стихах «жанр и пейзаж —• быт и приро­ ду» этого малоизвестного края, жизнь и историческую судьбу возрождённого со­ циализмом алтайского народа. Горный Алтай стал подлинно родным краем поэ­ та, ему поэт посвятил все три десятиле­ тия своего поэтического труда и лучшие свои произведения, начиная с «Чуйско- го тракта», кончая самым крупным и значительным эпическим произведением, над которым поэт трудился многие го­ ды, — «Повестью о Демжае-алтайце». Русского поэта-сибиряка Мухачёва мож­ но по праву назвать певцом Горного Алтая , алтайского народа. Эта «своя», «местная» тема Мухачёва отнюдь не является ограниченной, узкоместной об­ ластной темой, и творчество Мухачёва не изолировано от общего большого творческого русла советской литературы , наоборот, является одним из его много­ численных поэтических притоков. И уже с этой стороны поэзия Ильи Мухачёва представляется нам свежим и ценным вкладом в нашу советскую поэзию.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2