Сибирские огни, 1956, № 4
териале жизни и исторической судьбы маленького алтайского народа. Всё это и давало повод некоторым из литературных критиков (например, Ф. Левину) высокомерно рассматривать поэзию И. Мухачёва, как явление су губо «местное», предъявлять поэту тяж кий упрёк в «областной ограниченно сти». Этим же и объяснялось иногда то обстоятельство, что красочная и звуч ная , богатая подлинной поэтичностью ли рика И. Мухачёва не получила призна ния за пределами Сибири. Думается, что такие толкования и бценки исходили не только от недостаточ ного внимания, а иногда и прямого пре небрежения литературной критики к «не столичным» литераторам, но и от суще ствующей по сей день неразберихи в на шем литературоведении в отношении пу тей развития и роста нашей многоязы кой и многоголосой советской поэзии. Между тем творчество И. Мухачёва, на мой взгляд, как раз представляет со бою интересный пример и материал для размышлений и выводов. Когда задумываешься над творческой судьбой И. Мухачёва, невольно припо минается одно интересное выступление нашего крупнейшего лирика-песенника М&х. Исаковского, глубоко затронувшего в своей статье некоторые проблемы поэ тического мастерства, формирования и творческого роста советского поэта («За метки о поэзии», журн. «Знамя», № 8 за 1949 год). «У каждого человека, — пишет М. Исаковский, — есть родина, которую он любит всей душой, с которой связаны лучшие его чувства и воспоминания и к судьбе которой он не может относиться равнодушно... И так же, как у человека есть родина, у поэта есть, во всяком слу чае, должно быть, нечто такое, без чего его поэзия не могла бы существовать или, в крайнем случае, не могла бы быть плодотворной...». М. Исаковский указывает на творче ство некоторых советских поэтов, у ко торых за кажущейся широтой, многосто ронностью творчества на самом деле об наруживается весьма слабая связь с жизнью, отсутствие прочной творческой почвы и отсюда — весьма поверхностное отображение действительности, скольже ние по её поверхности, погрешности про тив жизненной правды и идейная сла бость произведений. М. Исаковский очень верно указывает на несправедливость упрёков в «ограни ченности», в однотемности поэтам, кото рые отображают в своём творчестве ка кую-то из сторон нашей действительно сти. Они разрабатывают «свою» излюб ленную тему, но с подлинным знанием её и в общей связи с жизнью нашего на рода, когда в основе «своей» темы поэта лежит идея советского патриотизма. «Каждый советский поэт должен иметь свою тему, свои особенности, ко торых нет в творчестве других поэтов ,— утверждаем М. Исаковский. — И вот из совокупности этих особенностей и скла дывается богатство советской поэзии — поэзии, национальной по форме, социали стической по содержанию...». И. Мухачёв как раз такой поэт .— со своим индивидуальным поэтическим го лосом, с основной своей темой и твор ческим своеобразием выразительных средств; его стихи, особенно лирические, нельзя смешать со стихами других поэ тов, не только по тематическому своеоб разию, но и по средствам поэтического выражения. Да, поэзия Ильи Мухачёва представ ляет собою характерное явление «об ластной» литературы , как назвал Л. М. Горький русскую советскую лите ратуру, получившую огромное развитие во всех республиках, краях и областях между Первым и Вторым съездами со ветских писателей. М. Горький видел в этом развитии литературы по всей стра не принципиально новое явление боль шого культурно-политического значения, видел в этом расширение «поля зрения» нашей литературы на жизнь страны Со ветов. Он всячески способствовал росту литературных сил в глубине страны, по явлению книг, в которых находили бы от ражение «жанр и пейзаж — быт и при рода» различных областей и краев, жизнь многоязыкой семьи советских на родов и племён. Творчество И. Мухачёва может быть отнесено именно к таким явлениям на шей литературы . С полным основанием мы можем утверждать, что русский со ветский поэт Мухачёв своими стихами — лирикой и поэмами одним из первых в нашей литературе поэтически «открыл» перед читателями своеобразнейший уго лок нашей Родины — Горный Алтай, любовно и правдиво запечатлел в своих стихах «жанр и пейзаж —• быт и приро ду» этого малоизвестного края, жизнь и историческую судьбу возрождённого со циализмом алтайского народа. Горный Алтай стал подлинно родным краем поэ та, ему поэт посвятил все три десятиле тия своего поэтического труда и лучшие свои произведения, начиная с «Чуйско- го тракта», кончая самым крупным и значительным эпическим произведением, над которым поэт трудился многие го ды, — «Повестью о Демжае-алтайце». Русского поэта-сибиряка Мухачёва мож но по праву назвать певцом Горного Алтая , алтайского народа. Эта «своя», «местная» тема Мухачёва отнюдь не является ограниченной, узкоместной об ластной темой, и творчество Мухачёва не изолировано от общего большого творческого русла советской литературы , наоборот, является одним из его много численных поэтических притоков. И уже с этой стороны поэзия Ильи Мухачёва представляется нам свежим и ценным вкладом в нашу советскую поэзию.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2