Сибирские огни, 1956, № 4

от различных' учреждений и организа­ ций. Р яд работ исполнен по заказу пра­ вительства Якутской республики. Боль­ шую помощь оказывает резчикам Якут­ ский Союз советских художников. Неко­ торые мастера стали инструкторами Якутского художественного училища. И зделия из кости приобретаются музея­ ми, экспонируются на выставках. Среди современных косторезов много талантливых художников, прекрасно вла­ деющих техникой резьбы. Многие из них — А. В. Фёдоров, И. Ф. Мамаев, В П. и С. П. Поповы, Д. М. Никифоров, Т. В. Амосов и др. хорошо известны да­ леко за пределами Якутии. Декоративное искусство б у р я т о в во многом близко к творчеству тувинцев, ха­ касов, алтайцев и якутов, обнаруживая в то же время общие черты с монголь­ ским искусством. Для бурятов характер­ ны аппликация из цветных сукон, вы­ шивка, вязание, стёганый войлок, чекан­ ка и гравировка по металлу, резьба и раскраска по дереву и в незначительной степени резьба по кости. Аппликация встречается на старин­ ных стрелохранилищах, колчанах и дру­ гих предметах, вышивка — на одежде, обуви, рукавицах, кисетах и чепраках. Чулки украшаются вязаным орнаментом, части конской сбруи и войлочные ков­ ры — стёганым. В советское время лучшие произведе­ ния бурятских мастеров были представ­ лены на выставке изобразительного ис­ кусства Бурят-Монголии, открытой в 1940 г. в Москве, в связи с декадой бу­ рят-монгольского искусства. Прекрасным исполнением отличались чеканные и гравированные изделия из серебра ма­ стеров Шагдарова, Бадмаева, Тубчинова и др. Сказочность и фантастичность со­ четались в них с глубокой жизненной правдой, древние декоративные фор­ мы —■ с новыми мотивами и советскими эмблемами. Большими художественными достоинствами обладали изделия из де­ рева мастеров Бадеева, Дашиева и Но- роева и работы вязальщиц Ажигировой, Дугаровой и Сампиловой. Имена этих замечательных художников — участни­ ков декады — широко известны в Бурят- Монгольской АССР. В послевоенные годы в художествен­ ной мастерской Союза советских худож­ ников Бурятии работают выдающиеся мастера чеканного дела Ц. Намжилон и Ц. Нимаев. Они изготовляют хромиро­ ванные серебряные ножи с ножнами из красного дерева в серебряной оправе. Оправы и ножи их работы богато украшены мотивами старинного бурят­ ского орнамента и современными мо­ тивами. Таково, в самых общих чертах, совре­ менное состояние изобразительного ис­ кусства народов Сибири. Замечательные успехи в развитии этого искусства в со­ ветское время хорошо известны каждо­ му, знакомому с орнаментом, скульпту­ рой и рисунком сибирских народов. Но­ вое искусство прочно сохраняет лучшие традиции и приёмы старого наследия. Молодые художники неустанно повыша­ ют своё мастерство и упорно трудятся над созданием новых значительных про­ изведений.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2