Сибирские огни, 1956, № 4
рактер рисунков свидетельствует о тон кой наблюдательности народных масте ров. Деревянные постройки русского типа (главным образом в городах Якутии), со оружённые якутами, украшались резным ажурным орнаментом. Но, подражая рус ской архитектуре и резьбе, якутские ма с т ер а не оставались простыми копииста ми. Якутские работы XIX в. являются своеобразным сочетанием русских и якутских художественных форм. Возник ш ая на этой основе архитектурная резь б а и в наши дни создаётся якутскими мастерами . Каждый, побывавший в Якутске и интересовавшийся его по стройками , не забудет тончайшего рез кого кружева, украшающего деревянные дома. В старинной скульптуре якутов изо бражения человека встречались редко, так как с ними связывались представле ния о духах. Воздерживались и от изо бражений некоторых животных, особен но диких. Всё это препятствовало свобод ному изображению различных сторон жи зни народа. Если исключить игруш ку, то область старой бытовой скульпту ры была ограничена немногими сюжета ми, среди которых преобладал образ особенно близкого якутам животного — коня. Знакомство с художественной культу рой русского народа способствовало зна чительному расширению круга тем и сю жетов якутского искусства. Якуты не только позаимствовали от русских масте ров некоторые приёмы резьбы по дереву, например, сложную ажурную резьбу, но и перешли к новым видам изделий. Это были фигурные подсвечники, рамки, ларцы , ящички, солонки, чашки, столы, буфеты , покрытые резьбой. Некоторые и з этих изделий частично раскрашива лись. Боязнь изображать самих себя по степенно исчезла. В XIX в. изготовляли д л я продажи мелкую круглую скульпту ру , изображавшую всадников, пеших лю дей, русских и якутов в национальной одежде. Такая бытовая скульптура носила реалистический характер и этим резко отличалась от религиозной скульптуры, повторявшей в устоявшихся канонизиро ванных формах очень древние сюжеты. Изображения человека и животных отли чались правильными пропорциями и тщательной отделкой. Какие-либо кано ны в этой скульптуре отсутствовали. Она была свободна в выборе тем и сюжетов и значительно богаче по формам. Р ас кр аска делала её яркой и привлекатель ной в декоративном отношении: Якутия, наравне с Чукоткой, сохра нила и теперь своё значение крупного центра скульптуры и з кости1. Возникно 1 Третий крупный центр —• Тобольск, где резьбой и з кости занимаю тся р усские ма стер а . вение этой резьбы, связанной с появле нием в крае русских, относится к XY II—XVIII в. Сходство резных изде лий с северо-русскими предметами из кости заставляет предполагать, что среди русских переселенцев в Якутске были и резчики по кости. Обилие мамонтовой кости в Якутии способствовало разви тию косторезного дела. Якутские костяные изделия XIX и начала XX в. весьма разнообразны. В со ответствии с назначением, их можно разделить на две группы. В первую вхо дят предметы, имеющие одновременно практическое и художественное значе ние: гребёнки, спичечницы, портсигары, шкатулки, ручки для ножей и вилок европейского образца, пуговицы, шашки, шахматы и т. п. Ко второй принадлежат модели построек, миниатюрные мебель, посуда и утварь, мелкая круглая скульп тура, изображающая деревья, людей и животных, нередко соединённых в груп пы и укреплённых на одной доске. Все эти вещи преследуют исключительно художественные цели и составляют свое образную область якутского искусства. Из бытовых вещей с художественной точки зрения интересны гребни, шкатул ки и подставки для часов. Формы их, с незначительными отклонениями!, вос производят русские изделия XVIII и пер вой половины XIX вв. Сюжеты отчасти позаимствованы из русского искусства, отчасти отражают различные сценки из жизни якутов. Из технических приёмов наиболее распространены барельеф и ажурная резьба. Гравировка применя лась только при нанесении некоторых де талей. Мелкая скульптура и з кости очень разнообразна. Пользуются известностью портретные барельефы костореза А. И. Говорова, исполненные очень тонко. В Якутском музее хранятся его миниатюр ные лани, лежащий олень и другие ра боты. Интересны изделия и других ма стеров: небольшие фигурки собак, лоша дей, быков, коров, оленей. Разнообраз ны и небольшие фигурки людей. Одни изображают охотников, вооружённых копьём, другие — людей, сидящих в лод ке с рыболовными снастями, третьи — якутов-лесорубов. Кроме отдельных фи гурок, якутские мастера вырезывают из кости и групповые сценки. Якутские мастера исполняли и более сложные работы. В музее им. Ем. Яро славского в Якутске хранится художест венно сделанная в 1867 г. модель Якут ского острога. Она выполнена очень тщательно и довольно точно воспроизво дит постройку XVII в. Из других старых резчиков по кости следует упомянуть П. Павлова, С. Амо сова, Д. Никифорова и К. Неустроева. Много мастеров было прежде в Таттин- ском и Чурапчинском улусах. В советское* время в Якутске работа ют артели резчиков, получающие заказы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2