Сибирские огни, 1956, № 4

рактер рисунков свидетельствует о тон­ кой наблюдательности народных масте­ ров. Деревянные постройки русского типа (главным образом в городах Якутии), со­ оружённые якутами, украшались резным ажурным орнаментом. Но, подражая рус­ ской архитектуре и резьбе, якутские ма­ с т ер а не оставались простыми копииста­ ми. Якутские работы XIX в. являются своеобразным сочетанием русских и якутских художественных форм. Возник­ ш ая на этой основе архитектурная резь­ б а и в наши дни создаётся якутскими мастерами . Каждый, побывавший в Якутске и интересовавшийся его по­ стройками , не забудет тончайшего рез­ кого кружева, украшающего деревянные дома. В старинной скульптуре якутов изо­ бражения человека встречались редко, так как с ними связывались представле­ ния о духах. Воздерживались и от изо­ бражений некоторых животных, особен­ но диких. Всё это препятствовало свобод­ ному изображению различных сторон жи зни народа. Если исключить игруш­ ку, то область старой бытовой скульпту­ ры была ограничена немногими сюжета­ ми, среди которых преобладал образ особенно близкого якутам животного — коня. Знакомство с художественной культу­ рой русского народа способствовало зна­ чительному расширению круга тем и сю­ жетов якутского искусства. Якуты не только позаимствовали от русских масте­ ров некоторые приёмы резьбы по дереву, например, сложную ажурную резьбу, но и перешли к новым видам изделий. Это были фигурные подсвечники, рамки, ларцы , ящички, солонки, чашки, столы, буфеты , покрытые резьбой. Некоторые и з этих изделий частично раскрашива­ лись. Боязнь изображать самих себя по­ степенно исчезла. В XIX в. изготовляли д л я продажи мелкую круглую скульпту­ ру , изображавшую всадников, пеших лю­ дей, русских и якутов в национальной одежде. Такая бытовая скульптура носила реалистический характер и этим резко отличалась от религиозной скульптуры, повторявшей в устоявшихся канонизиро­ ванных формах очень древние сюжеты. Изображения человека и животных отли­ чались правильными пропорциями и тщательной отделкой. Какие-либо кано­ ны в этой скульптуре отсутствовали. Она была свободна в выборе тем и сюжетов и значительно богаче по формам. Р ас­ кр аска делала её яркой и привлекатель­ ной в декоративном отношении: Якутия, наравне с Чукоткой, сохра­ нила и теперь своё значение крупного центра скульптуры и з кости1. Возникно­ 1 Третий крупный центр —• Тобольск, где резьбой и з кости занимаю тся р усские ма­ стер а . вение этой резьбы, связанной с появле­ нием в крае русских, относится к XY II—XVIII в. Сходство резных изде­ лий с северо-русскими предметами из кости заставляет предполагать, что среди русских переселенцев в Якутске были и резчики по кости. Обилие мамонтовой кости в Якутии способствовало разви­ тию косторезного дела. Якутские костяные изделия XIX и начала XX в. весьма разнообразны. В со­ ответствии с назначением, их можно разделить на две группы. В первую вхо­ дят предметы, имеющие одновременно практическое и художественное значе­ ние: гребёнки, спичечницы, портсигары, шкатулки, ручки для ножей и вилок европейского образца, пуговицы, шашки, шахматы и т. п. Ко второй принадлежат модели построек, миниатюрные мебель, посуда и утварь, мелкая круглая скульп­ тура, изображающая деревья, людей и животных, нередко соединённых в груп­ пы и укреплённых на одной доске. Все эти вещи преследуют исключительно художественные цели и составляют свое­ образную область якутского искусства. Из бытовых вещей с художественной точки зрения интересны гребни, шкатул­ ки и подставки для часов. Формы их, с незначительными отклонениями!, вос­ производят русские изделия XVIII и пер­ вой половины XIX вв. Сюжеты отчасти позаимствованы из русского искусства, отчасти отражают различные сценки из жизни якутов. Из технических приёмов наиболее распространены барельеф и ажурная резьба. Гравировка применя­ лась только при нанесении некоторых де­ талей. Мелкая скульптура и з кости очень разнообразна. Пользуются известностью портретные барельефы костореза А. И. Говорова, исполненные очень тонко. В Якутском музее хранятся его миниатюр­ ные лани, лежащий олень и другие ра­ боты. Интересны изделия и других ма­ стеров: небольшие фигурки собак, лоша­ дей, быков, коров, оленей. Разнообраз­ ны и небольшие фигурки людей. Одни изображают охотников, вооружённых копьём, другие — людей, сидящих в лод­ ке с рыболовными снастями, третьи — якутов-лесорубов. Кроме отдельных фи­ гурок, якутские мастера вырезывают из кости и групповые сценки. Якутские мастера исполняли и более сложные работы. В музее им. Ем. Яро­ славского в Якутске хранится художест­ венно сделанная в 1867 г. модель Якут­ ского острога. Она выполнена очень тщательно и довольно точно воспроизво­ дит постройку XVII в. Из других старых резчиков по кости следует упомянуть П. Павлова, С. Амо­ сова, Д. Никифорова и К. Неустроева. Много мастеров было прежде в Таттин- ском и Чурапчинском улусах. В советское* время в Якутске работа­ ют артели резчиков, получающие заказы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2