Сибирские огни, 1956, № 4

ной из белого оленьего волоса. Узоры со­ стояли из параллельных линий, кружков, зигзагов или завитков. Оленьи сёдла, де­ ревянные рукоятки и колотушки бубнов ■орнаментировались резьбой — простей­ шими геометрическими фигурами (ром­ бами, прямоугольниками и др.). Иногда (например, на сёдлах) поверхность дере­ ва предварительно окрашивалась в буро- красный цвет, углублённый резной узор чётко выделялся на этом фоне и созда­ вал игру светотени. Скульптура и живо­ пись в восточной Туве почти отсутство­ вали. Искусство западных тувинцев гораздо богаче и разнообразнее. Формы декора­ тивного искусства связаны у них пре­ имущественно с изделиями из дерева, кожи, камня и металла. Вышивка на одежде чаще всего ограничивается поло­ сками чёрного и красного плиса, наши­ тыми вдоль пол, по вороту и подолу и дополненными у женщин полосой из ни­ ток ярких радужных цветов. Конские чепраки и тебеньки украша­ ются разнообразным орнаментом, выре­ занным предварительно на доске углуб­ лённой резьбой. Оттиснутый на коже с помощью такой матрицы узор приобре­ тает рельефный характер. Для орнамен­ тации пользуются иногда искусственно окрашенной кожей различных цветов. Богатством и пышностью форм отли­ чается орнамент, исполненный яркими красками и золотом на деревянных шка­ ф а х , столиках и ящиках. Очень интересна деревянная скульп­ тура тувинцев, представленная детскими игрушками, шахматными фигурами, не­ большими декоративными статуэтками и резными изображениями животных ри­ туального назначения. Талантливые ма­ стер а любовно вырезывают и миниатюр­ ные фигурки людей, и более крупные изо­ бражения животных. Статуэтки нередко раскрашиваются и помещаются на под­ ставку. Позы людей весьма разнообраз­ ны. Очень тщательно передаются причё­ ска, одежда, обувь, головные уборы. У животных прекрасно передано движе­ ние, пропорции большею частью верны. Особенно удачны кони. Они необычайно разнообразны и по-своему выразительны. Мелкие скульптуры из агальматолита, или «мыльного камня», различных от­ тенков серого и серо-зелёного цвета, столь же разнообразны, как и деревян­ ные; камень обрабатывается простым ножом; сюжеты большею частью те же, что и в деревянной скульптуре; пласти­ ческие образы столь же выразительны. Р езьб а по камню сосредоточена сейчас главным образом в Бай-Тайгинском рай­ оне. Ассортимент изделий из камня всё время расширяется, появилась портрет­ ная скульптура. Тувинцы — мастера литья из метал­ ла . С большим искусством они изготов­ ляю т из меди небольшие изображения животных, людей, повозки и т. д., слу­ жащие шахматными фигурами. Мини­ атюрные статуэтки на подставках испол­ нены очень тонко, хорошо выражено движение, соблюдены пропорции. Живот­ ным приданы довольно трудные позы и повороты. Особенно удачны верблюды и лошади, хорошо знакомые тувинцам-ско- товодам. Сейчас фигурки отливают и из белого металла. Литьё из металла рас­ пространено в Монгун-Тайгинском рай­ оне. Декоративная скульптура из дерева и камня, шахматные фигурки, деревянные игрушки бытуют у тувинцев и в настоя­ щее время. Народное искусство я к у т о в пред­ ставлено вышивкою, художественною об­ работкою кожи и бересты, резьбой по дереву и кости, изделиями из металла. В X IX—начале XX в. изготовляли и ор­ наментированную глиняную посуду, те­ перь уже вышедшую из употребления. Богатый и разнообразный орнамент встречается на одежде, головных уборах, рукавицах, меховых коврах, кисетах, на предметах конского снаряжения, на бе­ рестяной и особенно на деревянной посу­ де, на металлических украшениях, на старинных кожаных и деревянных кол­ чанах для стрел и на многих других ве­ щах. Зажиточные якуты имели возмож­ ность покупать серебряные нитки, цвет­ ные сукна, заказывать кузнецам и юве­ лирам серебряные и даже золотые укра­ шения, в то время как бедняки доволь­ ствовались конским и оленьим волосом, аппликацией из кожи и мозаикой из ме­ ха. В старину, когда было мало сукон, цветных ниток и бисера, якуты выши­ вали белым оленьим волосом по ровдуге, наводили на кожу узор краской, при­ шивали к одежде ажурный орнамент из кожи. Якутские мастерицы составляют из геометрических и растительных мотиво^ довольно сложные композиции. Симмет­ рия формы и цвета, чередование ниток разных цветов, оранжевые и красные фоны делают вышивку очень яркой и привлекательной. Столь же интересны в декоративном отношении предметы (чепраки, кичимы), украшенные мозаи­ кой из цветных сукон или штампованны­ ми бляшками и бисером. В советское время в Якутии появи­ лись первые портретные ковры. Особен­ но удачны в художественном отношении ковры работы Е. П. Романовой. Берестяные сосуды украшались кон­ ским волосом, бисером, серебряной фольгой и слюдой. Интересны берестя­ ные табакерки с тиснёными узорами. На них встречаются и несложные компози­ ции, повествующие о каком-либо собы­ тии. Разнообразные сценки на современ­ ных табакерках широко отражают охоту, езду на санях, домашний быт и т. д. Ха­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2