Сибирские огни, 1956, № 4
ной из белого оленьего волоса. Узоры со стояли из параллельных линий, кружков, зигзагов или завитков. Оленьи сёдла, де ревянные рукоятки и колотушки бубнов ■орнаментировались резьбой — простей шими геометрическими фигурами (ром бами, прямоугольниками и др.). Иногда (например, на сёдлах) поверхность дере ва предварительно окрашивалась в буро- красный цвет, углублённый резной узор чётко выделялся на этом фоне и созда вал игру светотени. Скульптура и живо пись в восточной Туве почти отсутство вали. Искусство западных тувинцев гораздо богаче и разнообразнее. Формы декора тивного искусства связаны у них пре имущественно с изделиями из дерева, кожи, камня и металла. Вышивка на одежде чаще всего ограничивается поло сками чёрного и красного плиса, наши тыми вдоль пол, по вороту и подолу и дополненными у женщин полосой из ни ток ярких радужных цветов. Конские чепраки и тебеньки украша ются разнообразным орнаментом, выре занным предварительно на доске углуб лённой резьбой. Оттиснутый на коже с помощью такой матрицы узор приобре тает рельефный характер. Для орнамен тации пользуются иногда искусственно окрашенной кожей различных цветов. Богатством и пышностью форм отли чается орнамент, исполненный яркими красками и золотом на деревянных шка ф а х , столиках и ящиках. Очень интересна деревянная скульп тура тувинцев, представленная детскими игрушками, шахматными фигурами, не большими декоративными статуэтками и резными изображениями животных ри туального назначения. Талантливые ма стер а любовно вырезывают и миниатюр ные фигурки людей, и более крупные изо бражения животных. Статуэтки нередко раскрашиваются и помещаются на под ставку. Позы людей весьма разнообраз ны. Очень тщательно передаются причё ска, одежда, обувь, головные уборы. У животных прекрасно передано движе ние, пропорции большею частью верны. Особенно удачны кони. Они необычайно разнообразны и по-своему выразительны. Мелкие скульптуры из агальматолита, или «мыльного камня», различных от тенков серого и серо-зелёного цвета, столь же разнообразны, как и деревян ные; камень обрабатывается простым ножом; сюжеты большею частью те же, что и в деревянной скульптуре; пласти ческие образы столь же выразительны. Р езьб а по камню сосредоточена сейчас главным образом в Бай-Тайгинском рай оне. Ассортимент изделий из камня всё время расширяется, появилась портрет ная скульптура. Тувинцы — мастера литья из метал ла . С большим искусством они изготов ляю т из меди небольшие изображения животных, людей, повозки и т. д., слу жащие шахматными фигурами. Мини атюрные статуэтки на подставках испол нены очень тонко, хорошо выражено движение, соблюдены пропорции. Живот ным приданы довольно трудные позы и повороты. Особенно удачны верблюды и лошади, хорошо знакомые тувинцам-ско- товодам. Сейчас фигурки отливают и из белого металла. Литьё из металла рас пространено в Монгун-Тайгинском рай оне. Декоративная скульптура из дерева и камня, шахматные фигурки, деревянные игрушки бытуют у тувинцев и в настоя щее время. Народное искусство я к у т о в пред ставлено вышивкою, художественною об работкою кожи и бересты, резьбой по дереву и кости, изделиями из металла. В X IX—начале XX в. изготовляли и ор наментированную глиняную посуду, те перь уже вышедшую из употребления. Богатый и разнообразный орнамент встречается на одежде, головных уборах, рукавицах, меховых коврах, кисетах, на предметах конского снаряжения, на бе рестяной и особенно на деревянной посу де, на металлических украшениях, на старинных кожаных и деревянных кол чанах для стрел и на многих других ве щах. Зажиточные якуты имели возмож ность покупать серебряные нитки, цвет ные сукна, заказывать кузнецам и юве лирам серебряные и даже золотые укра шения, в то время как бедняки доволь ствовались конским и оленьим волосом, аппликацией из кожи и мозаикой из ме ха. В старину, когда было мало сукон, цветных ниток и бисера, якуты выши вали белым оленьим волосом по ровдуге, наводили на кожу узор краской, при шивали к одежде ажурный орнамент из кожи. Якутские мастерицы составляют из геометрических и растительных мотиво^ довольно сложные композиции. Симмет рия формы и цвета, чередование ниток разных цветов, оранжевые и красные фоны делают вышивку очень яркой и привлекательной. Столь же интересны в декоративном отношении предметы (чепраки, кичимы), украшенные мозаи кой из цветных сукон или штампованны ми бляшками и бисером. В советское время в Якутии появи лись первые портретные ковры. Особен но удачны в художественном отношении ковры работы Е. П. Романовой. Берестяные сосуды украшались кон ским волосом, бисером, серебряной фольгой и слюдой. Интересны берестя ные табакерки с тиснёными узорами. На них встречаются и несложные компози ции, повествующие о каком-либо собы тии. Разнообразные сценки на современ ных табакерках широко отражают охоту, езду на санях, домашний быт и т. д. Ха
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2