Сибирские огни, 1956, № 4

Орнамент с и б и р с к и х т а т а р изучен мало. После присоединения З а ­ падной Сибири к России туда стали ши­ роко проникать такие русские материа­ лы, как бархат, золотые и серебряные нитки, жемчуг, синель1 и др., которые были применены татарами в изготовле­ нии головных уборов. Бархатные, расши­ тые цветными нитками, синелью и жем­ чугом женские колпаки похожи на такие же колпаки казанских татар. Довольно крупный, исключительно растительный орнамент на них состоит из цветов, листьев, побегов, гирлянд. Тюбетейки расшиты золотыми и серебряными нит­ ками и битью2. Бархатные головные по­ вязки (голубого и других цветов) также вышиты и украшены металлическими бляшками и монетами. Кожаные изделия татар орнаментированы спиралями и ра­ стительными мотивами. У южных а л т а й ц е в орнамент бо­ лее распространён на кожаной и дере­ вянной посуде, чем на одежде. Плоские овальные сосуды из кожи с высоким гор­ лом и деревянной пробкой украшаются тиснёным орнаментом с обеих сторон. Орнамент состоит из спиралей, роговид­ ных и растительных мотивов, кружков, крестиков, среди которых иногда попада­ ются фигурки коней. Тиснение, нередко с медными фигурными бляшками, встре­ чается и на кожаных сумочках. Деревян­ ные вёдра для молока орнаментируются обычно вдоль верхнего края. Преоблада­ ют меандры, сетка, квадраты и другие простейшие геометрические фигуры. Иногда вёдра покрывались выжженными изображениями лошадей, коров, всадни­ ков. Алтайцы украшали также костяные пластинки деревянных ножен. Узоры на них состояли из кружков с точкой в центре, образующих ряды или розетки. Кожаная одежда украш ается по бортам вышивками из цветных ниток с золотым ^алуном . Мотивы орнамента — геомет­ рические и растительные. Северные алтайцы (кумандинцы) орна­ ментируют вязаные из шерсти пояса, чулки, рукавицы. Этот орнамент, резко отличающийся от южноалтайского, со­ стоит из цветных крючков, квадратов и решётчатых ромбов, расположенных на светлом фоне. Слабо развитая у алтайских племен старинная религиозная скульптура бы­ ла представлена весьма примитивными фигурками родовых духов и рукоятками бубнов в форме одноголовых или двух­ головых изображений человека. К быто­ вой скульптуре относились плоскорель­ ефные изображения животных на кален­ дарях так называемого двенадцатилетне­ 1 С и н е л ь — бархатны е шнурки для от­ делки ж ен ски х нарядов. 2 Б и т ь — тончайшая проволочная нить для золотошвейных и золототканных и зд е ­ лий. го цикла1, а также игрушки в виде ло­ шадок, вырезанные из дерева. Из всех видов х а к а с с к о г о искус­ ства наиболее развита вышивка, испол­ няемая гладью и тамбурным швом. В на­ стоящее время хакасские вышивальщи­ цы пользуются фабричными нитками, красными, розовыми, жёлтыми, оранже­ выми, сиреневыми, синими. Мастерицы имеют много шаблонов, вырезанных и з сложенной вдвое или вчетверо бумаги. Хакасы украшали вышивкой одежду из чёрного плиса, а у богатых — из бар­ хата. Чёрный цвет предпочитается и те­ перь. Вышивка яркими нитками по тём­ ному фону выглядит очень богато и на­ рядно. На женском платье она распола­ гается на рукавах, воротнике и на пле­ чах, на рукавицах — с наружной сто­ роны, на кисетах — с обеих сторон. Большинство орнаментов — явно выра­ женного растительного характера. Хакасам известна также инкрустация из олова на курительных трубках. Орна­ мент на них строго геометрический. Резьба по дереву, являющ аяся муж­ ским занятием, встречается теперь редко на ящичках и коробках. Мотивы украше­ ний не имеют ничего общего с орнамен­ том вышивки. В резьбе по дереву быва­ ют различные комбинации из треуголь­ ников (бордюры, розетки) и диагонально перекрещённые квадраты. Изредка при­ меняется, повидимому, под русским вли­ янием, раскраска. Раскрашиваются, главным образом, столики. Орнамент на них состоит из розеток и окаймляющих полос. У т у в и н ц е в была сильно развита мелкая объёмная скульптура из дерева, камня и металла, а вышивка применя­ лась мало — на одежде, отчасти на го­ ловных уборах и обуви. Среди тувинцев было много ремесленников, изготовляв­ ших художественные изделия для прода­ жи: мастеров росписи по дереву, ювели­ ров, резчиков по камню и дереву. Искус­ ство феодальной Тувы заимствовало сю­ жеты и технику от монголо-тибетско- китайского искусства и нередко пользо­ валось трудом монгольских и китайских мастеров. Иной характер носило аратт ское искусство. Оно было лишено пыш­ ности, довольствовалось художествен­ ной обработкой простых материалов и удовлетворяло эстетические запросы ши­ роких народных масс. Существенные различия в типе хозяй­ ства и всей материальной культуры во­ сточных тувинцев-оленеводов и охотни­ ков и западных — скотоводов, разво­ дивших рогатый скот, лошадей, отчасти верблюдов, — отразились и в искусстве. Старинные шаманские костюмы ту­ винцев-оленеводов украшались вышив- 1 Система летоисчисления , известная под названием 13-летнего животного цикла, при ­ нятая во многих странах Восточной и Цент­ ральной А зии , в настоящ ее время и счезла .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2