Сибирские огни, 1956, № 4
Орнамент с и б и р с к и х т а т а р изучен мало. После присоединения З а падной Сибири к России туда стали ши роко проникать такие русские материа лы, как бархат, золотые и серебряные нитки, жемчуг, синель1 и др., которые были применены татарами в изготовле нии головных уборов. Бархатные, расши тые цветными нитками, синелью и жем чугом женские колпаки похожи на такие же колпаки казанских татар. Довольно крупный, исключительно растительный орнамент на них состоит из цветов, листьев, побегов, гирлянд. Тюбетейки расшиты золотыми и серебряными нит ками и битью2. Бархатные головные по вязки (голубого и других цветов) также вышиты и украшены металлическими бляшками и монетами. Кожаные изделия татар орнаментированы спиралями и ра стительными мотивами. У южных а л т а й ц е в орнамент бо лее распространён на кожаной и дере вянной посуде, чем на одежде. Плоские овальные сосуды из кожи с высоким гор лом и деревянной пробкой украшаются тиснёным орнаментом с обеих сторон. Орнамент состоит из спиралей, роговид ных и растительных мотивов, кружков, крестиков, среди которых иногда попада ются фигурки коней. Тиснение, нередко с медными фигурными бляшками, встре чается и на кожаных сумочках. Деревян ные вёдра для молока орнаментируются обычно вдоль верхнего края. Преоблада ют меандры, сетка, квадраты и другие простейшие геометрические фигуры. Иногда вёдра покрывались выжженными изображениями лошадей, коров, всадни ков. Алтайцы украшали также костяные пластинки деревянных ножен. Узоры на них состояли из кружков с точкой в центре, образующих ряды или розетки. Кожаная одежда украш ается по бортам вышивками из цветных ниток с золотым ^алуном . Мотивы орнамента — геомет рические и растительные. Северные алтайцы (кумандинцы) орна ментируют вязаные из шерсти пояса, чулки, рукавицы. Этот орнамент, резко отличающийся от южноалтайского, со стоит из цветных крючков, квадратов и решётчатых ромбов, расположенных на светлом фоне. Слабо развитая у алтайских племен старинная религиозная скульптура бы ла представлена весьма примитивными фигурками родовых духов и рукоятками бубнов в форме одноголовых или двух головых изображений человека. К быто вой скульптуре относились плоскорель ефные изображения животных на кален дарях так называемого двенадцатилетне 1 С и н е л ь — бархатны е шнурки для от делки ж ен ски х нарядов. 2 Б и т ь — тончайшая проволочная нить для золотошвейных и золототканных и зд е лий. го цикла1, а также игрушки в виде ло шадок, вырезанные из дерева. Из всех видов х а к а с с к о г о искус ства наиболее развита вышивка, испол няемая гладью и тамбурным швом. В на стоящее время хакасские вышивальщи цы пользуются фабричными нитками, красными, розовыми, жёлтыми, оранже выми, сиреневыми, синими. Мастерицы имеют много шаблонов, вырезанных и з сложенной вдвое или вчетверо бумаги. Хакасы украшали вышивкой одежду из чёрного плиса, а у богатых — из бар хата. Чёрный цвет предпочитается и те перь. Вышивка яркими нитками по тём ному фону выглядит очень богато и на рядно. На женском платье она распола гается на рукавах, воротнике и на пле чах, на рукавицах — с наружной сто роны, на кисетах — с обеих сторон. Большинство орнаментов — явно выра женного растительного характера. Хакасам известна также инкрустация из олова на курительных трубках. Орна мент на них строго геометрический. Резьба по дереву, являющ аяся муж ским занятием, встречается теперь редко на ящичках и коробках. Мотивы украше ний не имеют ничего общего с орнамен том вышивки. В резьбе по дереву быва ют различные комбинации из треуголь ников (бордюры, розетки) и диагонально перекрещённые квадраты. Изредка при меняется, повидимому, под русским вли янием, раскраска. Раскрашиваются, главным образом, столики. Орнамент на них состоит из розеток и окаймляющих полос. У т у в и н ц е в была сильно развита мелкая объёмная скульптура из дерева, камня и металла, а вышивка применя лась мало — на одежде, отчасти на го ловных уборах и обуви. Среди тувинцев было много ремесленников, изготовляв ших художественные изделия для прода жи: мастеров росписи по дереву, ювели ров, резчиков по камню и дереву. Искус ство феодальной Тувы заимствовало сю жеты и технику от монголо-тибетско- китайского искусства и нередко пользо валось трудом монгольских и китайских мастеров. Иной характер носило аратт ское искусство. Оно было лишено пыш ности, довольствовалось художествен ной обработкой простых материалов и удовлетворяло эстетические запросы ши роких народных масс. Существенные различия в типе хозяй ства и всей материальной культуры во сточных тувинцев-оленеводов и охотни ков и западных — скотоводов, разво дивших рогатый скот, лошадей, отчасти верблюдов, — отразились и в искусстве. Старинные шаманские костюмы ту винцев-оленеводов украшались вышив- 1 Система летоисчисления , известная под названием 13-летнего животного цикла, при нятая во многих странах Восточной и Цент ральной А зии , в настоящ ее время и счезла .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2