Сибирские огни, 1956, № 4
Большой любовью пользовалось у всех народов Сибири декоративное искусство,_ тоже весьма яркое и своеобразное по’ м атериалу , формам, композиции и коло риту. Бытовые вещи, особенно у зажи точной верхушки, богато украшаются резьбой и росписью по дереву, металли ческими накладками, иногда перламут ром и кораллом, вышивками шёлковыми и серебряными нитками. Наряду с пря молинейно-геометрическим орнаментом, был распространён и сложный криволи нейно-геометрический, а отчасти и ра стительный. Особенно изукрашено было конское снаряжение. Чепраки и кичимы брнаментировались цветными нитками, металлическими бляшками и белыми ра ковинами. Скульптура была развита в прошлом преимущественно в Якутии и Туве. Яку ты занимались резьбой из кости и дере ва , тувинцы обрабатывали камень, отча сти дерево, и отливали изображения из меди. Небольшие работы из этих мате риалов отличались яркими реалистиче скими чертами. У остальных народов не которое развитие получили культовые изображения из железа, меди, жести, де рева, а также сшитые из войлока, кожи И тканей. Различные сюжетные изображения (резные , гравированные, тиснёные, че канные, нарисованные красками) были распространены меньше, чем у народов Севера. Они встречались на бытовых предметах и на некоторых предметах культа (шаманской одежде, бубнах и др.). Вышитые изображения человека и животных составляли в прошлом исклю чение. Изредка они бывали на хакасских кисетах и на алтайских коврах. Иногда небольшие, вырезанные из цветного сукна, фигурки коней вышивались вдоль кр ая ковра. Весьма распространёнными темами реалистического искусства служили раз личные стороны трудовой деятельности и разные предметы материальной куль туры . Алтайцы нередко изображали ко неводство и охоту на марала, дувинцы— ездовых лошадей, быков, верблюдов, якуты — сенокошение, охоту на птиц и диких оленей. С чем люди сталкивались повседневно с самого раннего детства, то лучш е всего и воспроизводили они в ис кусстве. Самобытное искусство алтайцев, ту винцев и бурятов, соседствовавших с монголами, испытало некоторое влияние монголо-китайского искусства. Хакасы и особенно якуты остались в стороне от такого воздействия и сильнее сохранили исконные художественные формы. После присоединения Сибири к России, благо даря развитию у сибирских народов но вых отраслей хозяйства и техники, про никновению новых материалов и орудий •труда, искусство их заметно обогати лось и частично изменило свой характер. Вошли в обиход новые материалы (тка ни, бисер, бусы, цветные нитки и пр.) и инструменты (напильники, пилы), воз никли неизвестные ранее мотивы орна мента (у якутов, хакасов), появились за имствованные от русских новые художе ственные изделия (игрушки и куклы, мебель с росписью и резьбой). Реалистическое искусство испытало заметный подъём, образы его стали бо лее разнообразными, более выразитель ными. Особенно это заметно в искусстве якутов. Но общественный строй дореволюци онной России сковывал творческие силы народов. Только в советскую эпоху началось возрождение художественных ремёсел. Народные мастера обеспечены необходи мым материалом, инструментом и сбы том изделий. Улучшилось качество изде лий, расширился ассортимент, появилось много высокохудожественных изделий, среди них портретные скульптуры и ба рельефы , сценки, отражающие новую жизнь и культуру. Большие перемены произошли в ис кусстве вышивки. Прежде эта чисто женская область искусства представлена была главным образом геометрическим или растительным орнаментом. Фигуры человека и животных, несложные компо зиции и сценки почти не встречались. При всём богатстве красок и фантазии это искусство было всё же ограничено узким кругом сюжетов. Живая действи тельность, люди, их труд, картины при роды не находили отражения в женском орнаменте. Советские мастерицы преодолели эту ограниченность, обогатили его новыми сюжетами, почерпнутыми из окружаю щей обстановки. Сохраняя выработанное веками национальное богатство народно го орнамента, они умело включают в свои вышивки отдельные изображения портретного характера. Эта новая зада ча требует упорной работы над создани ем образа человека, требует новых тех нических приёмов вышивания, умения передать светотень, овладения перспек тивой. Таких работ пока ещё не много, но этому молодому искусству положено прочное начало и открыт путь дальней шего развития. Замечательным событием в художест венной жизни народов южной Сибири и якутов является возникновение местных кадров профессиональных художников, получивших специальное образование в художественных учебных заведениях и успешно работающих в области живопи си, графики, скульптуры и театрально декоративного искусства. Творчество их составляет особую тему, выходящую за рамки настоящей статьи, посвящённой только народному изобразительному ис кусству. Перейдём теперь к обзору искусства отдельных народностей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2