Сибирские огни, 1956, № 4

Большой любовью пользовалось у всех народов Сибири декоративное искусство,_ тоже весьма яркое и своеобразное по’ м атериалу , формам, композиции и коло­ риту. Бытовые вещи, особенно у зажи­ точной верхушки, богато украшаются резьбой и росписью по дереву, металли­ ческими накладками, иногда перламут­ ром и кораллом, вышивками шёлковыми и серебряными нитками. Наряду с пря­ молинейно-геометрическим орнаментом, был распространён и сложный криволи­ нейно-геометрический, а отчасти и ра­ стительный. Особенно изукрашено было конское снаряжение. Чепраки и кичимы брнаментировались цветными нитками, металлическими бляшками и белыми ра­ ковинами. Скульптура была развита в прошлом преимущественно в Якутии и Туве. Яку­ ты занимались резьбой из кости и дере­ ва , тувинцы обрабатывали камень, отча­ сти дерево, и отливали изображения из меди. Небольшие работы из этих мате­ риалов отличались яркими реалистиче­ скими чертами. У остальных народов не­ которое развитие получили культовые изображения из железа, меди, жести, де­ рева, а также сшитые из войлока, кожи И тканей. Различные сюжетные изображения (резные , гравированные, тиснёные, че­ канные, нарисованные красками) были распространены меньше, чем у народов Севера. Они встречались на бытовых предметах и на некоторых предметах культа (шаманской одежде, бубнах и др.). Вышитые изображения человека и животных составляли в прошлом исклю­ чение. Изредка они бывали на хакасских кисетах и на алтайских коврах. Иногда небольшие, вырезанные из цветного сукна, фигурки коней вышивались вдоль кр ая ковра. Весьма распространёнными темами реалистического искусства служили раз­ личные стороны трудовой деятельности и разные предметы материальной куль­ туры . Алтайцы нередко изображали ко­ неводство и охоту на марала, дувинцы— ездовых лошадей, быков, верблюдов, якуты — сенокошение, охоту на птиц и диких оленей. С чем люди сталкивались повседневно с самого раннего детства, то лучш е всего и воспроизводили они в ис­ кусстве. Самобытное искусство алтайцев, ту­ винцев и бурятов, соседствовавших с монголами, испытало некоторое влияние монголо-китайского искусства. Хакасы и особенно якуты остались в стороне от такого воздействия и сильнее сохранили исконные художественные формы. После присоединения Сибири к России, благо­ даря развитию у сибирских народов но­ вых отраслей хозяйства и техники, про­ никновению новых материалов и орудий •труда, искусство их заметно обогати­ лось и частично изменило свой характер. Вошли в обиход новые материалы (тка­ ни, бисер, бусы, цветные нитки и пр.) и инструменты (напильники, пилы), воз­ никли неизвестные ранее мотивы орна­ мента (у якутов, хакасов), появились за­ имствованные от русских новые художе­ ственные изделия (игрушки и куклы, мебель с росписью и резьбой). Реалистическое искусство испытало заметный подъём, образы его стали бо­ лее разнообразными, более выразитель­ ными. Особенно это заметно в искусстве якутов. Но общественный строй дореволюци­ онной России сковывал творческие силы народов. Только в советскую эпоху началось возрождение художественных ремёсел. Народные мастера обеспечены необходи­ мым материалом, инструментом и сбы­ том изделий. Улучшилось качество изде­ лий, расширился ассортимент, появилось много высокохудожественных изделий, среди них портретные скульптуры и ба­ рельефы , сценки, отражающие новую жизнь и культуру. Большие перемены произошли в ис­ кусстве вышивки. Прежде эта чисто женская область искусства представлена была главным образом геометрическим или растительным орнаментом. Фигуры человека и животных, несложные компо­ зиции и сценки почти не встречались. При всём богатстве красок и фантазии это искусство было всё же ограничено узким кругом сюжетов. Живая действи­ тельность, люди, их труд, картины при­ роды не находили отражения в женском орнаменте. Советские мастерицы преодолели эту ограниченность, обогатили его новыми сюжетами, почерпнутыми из окружаю­ щей обстановки. Сохраняя выработанное веками национальное богатство народно­ го орнамента, они умело включают в свои вышивки отдельные изображения портретного характера. Эта новая зада­ ча требует упорной работы над создани­ ем образа человека, требует новых тех­ нических приёмов вышивания, умения передать светотень, овладения перспек­ тивой. Таких работ пока ещё не много, но этому молодому искусству положено прочное начало и открыт путь дальней­ шего развития. Замечательным событием в художест­ венной жизни народов южной Сибири и якутов является возникновение местных кадров профессиональных художников, получивших специальное образование в художественных учебных заведениях и успешно работающих в области живопи­ си, графики, скульптуры и театрально­ декоративного искусства. Творчество их составляет особую тему, выходящую за рамки настоящей статьи, посвящённой только народному изобразительному ис­ кусству. Перейдём теперь к обзору искусства отдельных народностей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2