Сибирские огни, 1956, № 4

историческими темами из жизни извест­ ного мореплавателя, основателя Россий­ ско-Американской компании Григория Шелехова. Примечательны и художест­ венные достоинства рисунков. Автор вдумчиво относится к форме, применяет новую технику (карандаш, размывку, штрихи пером), умело строит компози­ цию и пользуется перспективой и свето­ тенью, придаёт своим героям различные позы, а лицам — индивидуальные черты. Остановимся в заключение на работах северян в области книжной графики, возникшей у них одновременно с первы­ ми ростками национальной литературы. Зачинателем книжной графики яви­ лась учащ аяся молодёжь Северного факультета Восточного института (позже Института народов Севера). В журнале краеведческого кружка «Тайга и тундра» (1928— 1933) студенты Лонтогир, Пе- жемский и др. иллюстрировали первые произведения северных писателей ■— статьи, очерки, образцы фольклора. Вслед затем та же молодёжь приняла участие в иллюстрировании первых, по­ явившихся после создания письменности на язы ках народов Севера, букварей и хрестоматий. Эти первые работы ещё близки к старым рисункам северян, от­ личаются наивно-реалистическим харак­ тером и ошибками в понимании перспек­ тивы. Более широко иллюстрирование книг силами художников народов Севера развернулось в 30-х годах. Издательства детской и художественной литературы «Молодая гвардия» и другие выпустили в эти годы ряд сборников и отдельных произведений начинающих писателей- северян с рисунками их соплеменников. Этот опыт оказался удачным и вызвал большой интерес. Иллюстрации Николая Вылка к его собственным произведениям1 хорошо пе­ редают природу, задний и передний пла­ ны пейзажа, линию горизонта. Изобра­ ж ая прибрежные предметы или лодку, Вылка рисует их отражение в воде. Удачны и разнообразны позы персона­ жей, изображённых то сбоку, то в три четверти, то лежащими на снегу, спиною к зрителю. О действиях и настроении людей говорят их позы. Штриховка подчёркивает теневую сторону предме­ тов. Рисунки пером студентов-эвенков к национальному альманаху «Раньше и те­ перь», изображающие охотничьи сценки и домашние работы на стойбище, гово­ рят о знакомстве авторов с перспекти­ вою, раккурсами и о продуманной компо­ зиции. Прекрасно переданы очертания тела, позы и движения различных жи­ вотных: оленя, медведя, лисы, росомахи, 1 Н. В ы л к а . «Вылка на острове». Журн. «Наша страна» , 1937, № 5—6. Его ж е «Марья». Гослитиздат, Л., 1938. Его же. «На острове». Гослитиздат, Л., 1938. собаки. Такая же выразительность при­ суща рисункам цветным карандашом эвенка Наумова на тему: охота на лося. Пейзаж занимает у него второстепенное место. Он лишь подчёрйивает место дей­ ствия, «обрамляет» последовательно развёртывающиеся эпизоды. Нарисован­ ные им лоси отличаются не только пра­ вильностью пропорций, характерной ли­ нией профиля, но и хорошо переданным движением. Иллюстрации пером эвенка Н. Тара- букина к собственным произведениям «Песни тайги», «Индигирские стихи», «Моё детство» характерны чёткостью, простотой форм, ясностью замысла. В соответствии с текстом он рисует от­ дельных животных, всадника на олене, чум, детские игры в тайге. Некоторые его рисунки похожи на панно. Особенно хорош один из них, исполненный цвет­ ным карандашом. Это — радостный гимц весне, изображающий суровую тайгу в цвету. В советскую эпоху изобразительное искусство малых народов Севера претер­ пело громадные изменения. Оно избави­ лось от воздействия религиозных пред­ ставителей, вышло из узкого круга ста­ рых тем, перешло к широкому реалисти­ ческому отображению жизни. Народные мастера получили доступ к новым, ранее неизвестным, областям искусства и худо­ жественным приёмам. Много замечательных произведений создали молодые художники за истекшие годы. Работы эти отличаются богатством колорита, умелым применением материа­ ла, реализмом в изображении людей и животных, горячей любовью к природе. Обладая несомненными достоинствами, произведения эти несут в то же время и некоторые отмеченные выше черты при­ митивности. Большие достижения изо­ бразительного искусства, свидетельст­ вующие о неисчерпаемых богатствах на­ родного творчества и одарённости его мастеров, создают уверенность в даль­ нейшем успешном развитии искусства малых народностей. ТВОРЧЕСТВО НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ И ЯКУТОВ Ко второй группе народов Сибири, находившейся ко времени революции на. более высокой ступени развития, отно­ сятся татары, алтайцы и шорцы, живу­ щие в Западной Сибири, хакасы и ту­ винцы, обитающие в бассейне Верхнего Енисея, буряты и якуты, расселённые в Восточной Сибири. В искусстве этих, в большинстве ско­ товодческих, народностей также наблю­ дается известная близость, объясняемая сходством хозяйства и культуры , непо­ средственным соседством друг с другом, наконец, общими историческими судьба­ ми.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2