Сибирские огни, 1956, № 4
историческими темами из жизни извест ного мореплавателя, основателя Россий ско-Американской компании Григория Шелехова. Примечательны и художест венные достоинства рисунков. Автор вдумчиво относится к форме, применяет новую технику (карандаш, размывку, штрихи пером), умело строит компози цию и пользуется перспективой и свето тенью, придаёт своим героям различные позы, а лицам — индивидуальные черты. Остановимся в заключение на работах северян в области книжной графики, возникшей у них одновременно с первы ми ростками национальной литературы. Зачинателем книжной графики яви лась учащ аяся молодёжь Северного факультета Восточного института (позже Института народов Севера). В журнале краеведческого кружка «Тайга и тундра» (1928— 1933) студенты Лонтогир, Пе- жемский и др. иллюстрировали первые произведения северных писателей ■— статьи, очерки, образцы фольклора. Вслед затем та же молодёжь приняла участие в иллюстрировании первых, по явившихся после создания письменности на язы ках народов Севера, букварей и хрестоматий. Эти первые работы ещё близки к старым рисункам северян, от личаются наивно-реалистическим харак тером и ошибками в понимании перспек тивы. Более широко иллюстрирование книг силами художников народов Севера развернулось в 30-х годах. Издательства детской и художественной литературы «Молодая гвардия» и другие выпустили в эти годы ряд сборников и отдельных произведений начинающих писателей- северян с рисунками их соплеменников. Этот опыт оказался удачным и вызвал большой интерес. Иллюстрации Николая Вылка к его собственным произведениям1 хорошо пе редают природу, задний и передний пла ны пейзажа, линию горизонта. Изобра ж ая прибрежные предметы или лодку, Вылка рисует их отражение в воде. Удачны и разнообразны позы персона жей, изображённых то сбоку, то в три четверти, то лежащими на снегу, спиною к зрителю. О действиях и настроении людей говорят их позы. Штриховка подчёркивает теневую сторону предме тов. Рисунки пером студентов-эвенков к национальному альманаху «Раньше и те перь», изображающие охотничьи сценки и домашние работы на стойбище, гово рят о знакомстве авторов с перспекти вою, раккурсами и о продуманной компо зиции. Прекрасно переданы очертания тела, позы и движения различных жи вотных: оленя, медведя, лисы, росомахи, 1 Н. В ы л к а . «Вылка на острове». Журн. «Наша страна» , 1937, № 5—6. Его ж е «Марья». Гослитиздат, Л., 1938. Его же. «На острове». Гослитиздат, Л., 1938. собаки. Такая же выразительность при суща рисункам цветным карандашом эвенка Наумова на тему: охота на лося. Пейзаж занимает у него второстепенное место. Он лишь подчёрйивает место дей ствия, «обрамляет» последовательно развёртывающиеся эпизоды. Нарисован ные им лоси отличаются не только пра вильностью пропорций, характерной ли нией профиля, но и хорошо переданным движением. Иллюстрации пером эвенка Н. Тара- букина к собственным произведениям «Песни тайги», «Индигирские стихи», «Моё детство» характерны чёткостью, простотой форм, ясностью замысла. В соответствии с текстом он рисует от дельных животных, всадника на олене, чум, детские игры в тайге. Некоторые его рисунки похожи на панно. Особенно хорош один из них, исполненный цвет ным карандашом. Это — радостный гимц весне, изображающий суровую тайгу в цвету. В советскую эпоху изобразительное искусство малых народов Севера претер пело громадные изменения. Оно избави лось от воздействия религиозных пред ставителей, вышло из узкого круга ста рых тем, перешло к широкому реалисти ческому отображению жизни. Народные мастера получили доступ к новым, ранее неизвестным, областям искусства и худо жественным приёмам. Много замечательных произведений создали молодые художники за истекшие годы. Работы эти отличаются богатством колорита, умелым применением материа ла, реализмом в изображении людей и животных, горячей любовью к природе. Обладая несомненными достоинствами, произведения эти несут в то же время и некоторые отмеченные выше черты при митивности. Большие достижения изо бразительного искусства, свидетельст вующие о неисчерпаемых богатствах на родного творчества и одарённости его мастеров, создают уверенность в даль нейшем успешном развитии искусства малых народностей. ТВОРЧЕСТВО НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ И ЯКУТОВ Ко второй группе народов Сибири, находившейся ко времени революции на. более высокой ступени развития, отно сятся татары, алтайцы и шорцы, живу щие в Западной Сибири, хакасы и ту винцы, обитающие в бассейне Верхнего Енисея, буряты и якуты, расселённые в Восточной Сибири. В искусстве этих, в большинстве ско товодческих, народностей также наблю дается известная близость, объясняемая сходством хозяйства и культуры , непо средственным соседством друг с другом, наконец, общими историческими судьба ми.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2