Сибирские огни, 1956, № 4
сцене. Дальний план исполнен более светлыми красками, что говорит о том, что Панкову не чуждо понимание воз душной перспективы. Под деревьями почва тёмная, но это не тень, а ковёр из хвои, упавшей на землю. Панков не мог ограничиться изобра жением одной природы. На его зимних пейзаж ах можно увидеть и охотников, переходящих на лыж ах через замёрзшую реку , и шалаши, где они находят времен ный приют, а на других картинах — сети, развешанные летом на кольях, лодки, причаленные к берегу, рыбаков, осматривающих запоры, перегораживаю щие реку , наконец, — колхозные по сёлки1. Значительной зрелости достигло творчество Панкова в предвоенные годы. В это время он пишет большое панно для вестибюля Института народов Севе ра («Горный пейзаж», 1940 г.). и ряд пре восходных картин, изображающих тайгу зимой и летом, посёлки, охотничьи сценки2. По богатству колорита эти кар тины являются лучшими произведения ми павшего на фронте Отечественной войны художника. Н е н к и проявляют такое же тяготение к пейзажу , к реалистической трактовке людей и животных, но в их работах сильнее выражена декоративность, мно гие предметы переданы орнаментально, чувствуется стремление к тонкой р азра ботке деталей. Это объясняется исйон- пой склонностью ненецкой женщины к декоративно-орнаментальной обработке предметов быта, её любовью к бело-серо- коричневой гамме, с одной стороны, и -к ярким сукнам, которыми она украшает свою одежду, с другой. Вот почему цвет ные рисунки у неё удачнее, чем работы простым карандашом. Женские рисунки интересны, прежде всего, как первые опыты изображения пейзажа, широкой панорамы , на которой развёртывается трудовая жизнь людей. Ненки стали впервые пробовать свои силы в области рисунка и живописи,' впервые попыта лись отобразить природу и человека. Не имея никаких навыков и традиций в этой области искусства, они создали про изведения, ни в чём не уступающие ри сункам других народов Севера, давно знакомых с образным рисунком3. Всеобщее внимание привлекли на вы ставках живописные работы ненки М. Н. Терентьевой4. Она прекрасно чув ствует цвет, понимает значение компози 1 Одна и з таких картин — «Рыбацкий по сёлок» воспрои зв едена в зкурн. «Наша стра на» (1937, № 5—6). 2 Картины эти находятся в частных собра ниях Г. Гора, А. Островского, В. Саянова, Г. Сорокина. 3 Рисунки ненок воспрои зведены в изда- ниях: «Искусство народностей Сибири». Л., 1930. «Творчество», 1936, № 12; «Наша стра на», 1937, № 3; . .S o v ie t Fo lk Art" М. 1930. * Акварель М. Н. Терентьевой «Лето» вос прои зв едена в ж урн . «Наша страна» , 1937, № 5—6. ции, ощущает пространство, но не со блюдает перспективы. Замечательно на писанные на одной из её картин олени, расположенные на заднем плане, кажут ся гигантами среди низкорослых деревь ев, особенно при сравнении с предмета ми первого плана. Очень хорош чёрный олень, гордо поднявший голову с ветви стыми рогами. Столь же удачна и пара оленей, запряжённых в нарты. С боль шой любовью Терентьева вырисовывает мелкие детали упряжки, покрышки .нарт, украшающие их кисточки и ремеш ки. С той же тщательностью разрабаты вает она ветки и листья деревьев, распо лагая их симметрично. К десятилетию' Института народов Севера Терентьева написала большое панно, изображаю щее перекочёвку ненцев-оленеводов. Хо роши своим декоративным «решением цвета и композиции и акварели других ненок — П. П. Лампай и Талеевой. Про бовали ненки свои силы и в театрально декоративном искусстве. Для выставки произведений северян в московском те атре народного творчества Панков со вместно с Терентьевой написал декора цию «Ненецкое кочевье» (летний пей заж) размером 30 кв. метров. Из современных ненецких художников- выделяются И. Истомин и И. Юганпе- лик. Первый из них, коми по происхож дению, широко известен как прозаик и поэт, пишущий на ненецком языке. Ему- же принадлежат картины маслом, аква рели и гравюры (на линолеуме) на не нецкие мотивы. Полотна Истомина. «Арест Ваули Пиеттомина» (ненецкого народного героя) и «Ленин на Ямале» находятся в Салехардском музее. Юган- пелик исполнил серию карандащных ри сунков («На рыбалке», «Молодой не нец» и др.) и портрет . того же В аули Пиеттомина. Талантливыми художниками показали себя и эвенки. Особенным успехом поль зовались работы Д. Ерёмина, эвенка, вы росшего среди долган, и эвенкийки Е. Соловьёвой. Ерёмин исполнил боль шое историческое полотно из жизни дол ганского народа и несколько рисунков, изображавших животных («Волк, насти гающий оленя», «Иманье оленей»), а Со ловьёва написала ряд пейзажей («Весна в тайге», «Тайга после пожара» и др.). Пейзажи отличаются необычайным соче танием красок, то прозрачно-нежных, еле ощутимых, то буйно-ярких, и заме чательной насыщенностью светом. Очень удачны, как и вообще у северян, рисун ки животных. Ещё более высокий уро вень обнаруживается в современных ра ботах художников-эвенков. В акварелях студента Педагогического института им. Герцена мы видим успешное разре шение задач композиции и колорита, перспективы и светотени, наряду с вы разительными образами людей. Рисунки другого начинающего художника В. Зе- ликова интересны, прежде всего, своими
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2