Сибирские огни, 1956, № 4
сунки других хантов. Добиваясь убеди тельной передачи материала, художник прибегает к разным техническим при ёмам. Светлый мех он изображает ко роткими штрихами, густую меховую опушку заливает чёрной краской, бахро му головного платка наносит длинными параллельными штрихами. Свои каран дашные рисунки Обатин слегка подсве чивает акварелью (платок — розовый, суконные вставки на одежде — красные и т. д.). Образцом станковой живописи могут служить работы ханта Нотускина, исполненные с большим вкусом и тон ким пониманием колорита. Картины его, изображающие родные места на Боль шой и Малой Юконде, получили золо тую медаль на международной выставке в Париже. Очень хорош и панорамный пейзаж , воспроизведённый в одном из московских изданий — «Soviet F o lk A rt» (М. 1939). Краски его нежны и гармо ничны, линии строгие и сдержанные. На фоне реки и леса изображён небольшой посёлок с большими новыми домами. На самом большом из них развевается крас ный флаг. Тут же виден убогий, крытый берестой чум, олицетворяющий старый, отживающий быт хантов. Очень своеоб разно трактованы деревья. Тонкие ветви и иглы их образуют нежное кружево, сквозь которое просвечивает серо-голу бое небо. По чёткости рисунка картина эта близка к графике, но графика здесь наслаивается на нежный живописный фон , придающий картине особую мяг кость и акварельность. Удачны и другие работы Натускина: панно «Охота на пес ца» , приобретённое Музеем Арктики (оно исполнено совместно с ненцем К. Панковым), большое панно для па вильона «Арктика» на Всесоюзной сель скохозяйственной выставке. Завоевали большой успех написанные с большим настроением произведения ханта К. Ма- ремьянина, талантливого художника и музыканта, актёра и слагателя сказок, охотничьих и свадебных песен. Особенно разительны перемены, про исшедшие после революции в искусстве ненцев — народа, совершенно не знав шего в прошлом образного рисунка. Ед ва ли не первыми, воспроизведёнными в нашей печати, в книге А. К. Покровской «Детям на Севере», ненецкими рисунка ми были работы школьников Афони и Вани Вылка (детей упомянутого выше не нецкого художника Т. Вылка) и других учеников ненецких школ на Новой Земле и соседних районов современного Ненец кого округа. Опубликованная серия ри сунков изображала животных, промыслы, жизнь ребятишек в школе. Простые и на ивные, весьма несовершенные зарисовки полны движения и правдиво передают облик, движения и позы животных и детворы. Гораздо более высоким уров нем отличались работы карандашом и тушью студентов Института народов Севера. Они воспроизведены в книге «Искусство народностей Сибири» (Л. 1930). Круг интересов молодых ху дожников достаточно обширен. Рисунки их изображают на фоне пейзажа охотни ков и рыбаков на промысле, работающих возле чумов женщин, отдельные охот ничьи эпизоды. Фигуры людей очень мелки, но, несмотря на это, характерная ненецкая одежда передана со всеми дета лями. В сильном стремлении авторов к симметрии и ритму, проявившемся в строгом расположении отдельных дета лей, явно сказалось влияние старых тра диций декоративного искусства. И тем. не менее рисунки полны реализма. Исключительно интересна живопись ненцев студентов Института народов Се вера К. И. Панкова, М. И. Терентьевой и П. П. Лампай. К. И. Панков, придя в институт, страстно полюбил живопись и, овладев кистью и красками, создал много заме чательных панно, в ярких образах за печатлевших природу родного края. Панков относился к ней как поэт. Его привлекали и поросшие суровой тайгой горы, и отдельные группы деревьев, и реки, то пробивающиеся между холмами, то свободно текущие по равнине. На од ном из уроков рисования К. Панков ска зал своему руководителю: «Горы у нас как будто живые. Посмотришь на них, а они так и играют». «А небо у нас, — рас сказывал он однажды своему другу пи сателю Г. Гору, — бывает разное, то жёлтое, то белое, то красное. Взглянешь вниз, там синеют, краснеют, желтеют ягоды, а деревья у нас на Севере разно цветные, прекрасные...»!. Такое жи вописное восприятие природы отрази лось чрезвычайно ярко в картинах ху дожника. Рассматривая их, трудно пове рить, что небо может быть таким оран жевым или лимонным, а дальние горы — такими синими, полосатыми или пятни стыми. Но эта полосатость — не фанта зия и не игра красками. Тайга покрыва ет горы не целиком, а отдельными ме стами, которые кажутся на расстоянии зелёно-фиолетовыми пятнами, разделён ными зелёными мхами, розоватыми ска лами или синими извилинами рек. На международной выставке в Париже К. И. Панкову присуждена была за его произведения золотая медаль. Его пейзажи, исполненные акварелью , замечательны по колориту и предельно насыщены светом и воздухом. Источник света не улавливается, так как тени от сутствуют, но пронизанность всей при роды тёплыми лучами солнца передана мастерски, и картины производят силь ное впечатление. Горы, холмы, равнины, леса чётко отделены друг от друга и рас ставлены как кулисы на театральной • Г е н . Г о р . «Панков». Литературный с о временник. Л. 1940, № 7. Работа эта и здана также в Германии. 11. «Сибирские огни» № 4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2