Сибирские огни, 1956, № 4

сунки других хантов. Добиваясь убеди­ тельной передачи материала, художник прибегает к разным техническим при­ ёмам. Светлый мех он изображает ко­ роткими штрихами, густую меховую опушку заливает чёрной краской, бахро­ му головного платка наносит длинными параллельными штрихами. Свои каран­ дашные рисунки Обатин слегка подсве­ чивает акварелью (платок — розовый, суконные вставки на одежде — красные и т. д.). Образцом станковой живописи могут служить работы ханта Нотускина, исполненные с большим вкусом и тон­ ким пониманием колорита. Картины его, изображающие родные места на Боль­ шой и Малой Юконде, получили золо­ тую медаль на международной выставке в Париже. Очень хорош и панорамный пейзаж , воспроизведённый в одном из московских изданий — «Soviet F o lk A rt» (М. 1939). Краски его нежны и гармо­ ничны, линии строгие и сдержанные. На фоне реки и леса изображён небольшой посёлок с большими новыми домами. На самом большом из них развевается крас­ ный флаг. Тут же виден убогий, крытый берестой чум, олицетворяющий старый, отживающий быт хантов. Очень своеоб­ разно трактованы деревья. Тонкие ветви и иглы их образуют нежное кружево, сквозь которое просвечивает серо-голу­ бое небо. По чёткости рисунка картина эта близка к графике, но графика здесь наслаивается на нежный живописный фон , придающий картине особую мяг­ кость и акварельность. Удачны и другие работы Натускина: панно «Охота на пес­ ца» , приобретённое Музеем Арктики (оно исполнено совместно с ненцем К. Панковым), большое панно для па­ вильона «Арктика» на Всесоюзной сель­ скохозяйственной выставке. Завоевали большой успех написанные с большим настроением произведения ханта К. Ма- ремьянина, талантливого художника и музыканта, актёра и слагателя сказок, охотничьих и свадебных песен. Особенно разительны перемены, про­ исшедшие после революции в искусстве ненцев — народа, совершенно не знав­ шего в прошлом образного рисунка. Ед­ ва ли не первыми, воспроизведёнными в нашей печати, в книге А. К. Покровской «Детям на Севере», ненецкими рисунка­ ми были работы школьников Афони и Вани Вылка (детей упомянутого выше не­ нецкого художника Т. Вылка) и других учеников ненецких школ на Новой Земле и соседних районов современного Ненец­ кого округа. Опубликованная серия ри­ сунков изображала животных, промыслы, жизнь ребятишек в школе. Простые и на­ ивные, весьма несовершенные зарисовки полны движения и правдиво передают облик, движения и позы животных и детворы. Гораздо более высоким уров­ нем отличались работы карандашом и тушью студентов Института народов Севера. Они воспроизведены в книге «Искусство народностей Сибири» (Л. 1930). Круг интересов молодых ху­ дожников достаточно обширен. Рисунки их изображают на фоне пейзажа охотни­ ков и рыбаков на промысле, работающих возле чумов женщин, отдельные охот­ ничьи эпизоды. Фигуры людей очень мелки, но, несмотря на это, характерная ненецкая одежда передана со всеми дета­ лями. В сильном стремлении авторов к симметрии и ритму, проявившемся в строгом расположении отдельных дета­ лей, явно сказалось влияние старых тра­ диций декоративного искусства. И тем. не менее рисунки полны реализма. Исключительно интересна живопись ненцев студентов Института народов Се­ вера К. И. Панкова, М. И. Терентьевой и П. П. Лампай. К. И. Панков, придя в институт, страстно полюбил живопись и, овладев кистью и красками, создал много заме­ чательных панно, в ярких образах за­ печатлевших природу родного края. Панков относился к ней как поэт. Его привлекали и поросшие суровой тайгой горы, и отдельные группы деревьев, и реки, то пробивающиеся между холмами, то свободно текущие по равнине. На од­ ном из уроков рисования К. Панков ска­ зал своему руководителю: «Горы у нас как будто живые. Посмотришь на них, а они так и играют». «А небо у нас, — рас­ сказывал он однажды своему другу пи­ сателю Г. Гору, — бывает разное, то жёлтое, то белое, то красное. Взглянешь вниз, там синеют, краснеют, желтеют ягоды, а деревья у нас на Севере разно­ цветные, прекрасные...»!. Такое жи­ вописное восприятие природы отрази­ лось чрезвычайно ярко в картинах ху­ дожника. Рассматривая их, трудно пове­ рить, что небо может быть таким оран­ жевым или лимонным, а дальние горы — такими синими, полосатыми или пятни­ стыми. Но эта полосатость — не фанта­ зия и не игра красками. Тайга покрыва­ ет горы не целиком, а отдельными ме­ стами, которые кажутся на расстоянии зелёно-фиолетовыми пятнами, разделён­ ными зелёными мхами, розоватыми ска­ лами или синими извилинами рек. На международной выставке в Париже К. И. Панкову присуждена была за его произведения золотая медаль. Его пейзажи, исполненные акварелью , замечательны по колориту и предельно насыщены светом и воздухом. Источник света не улавливается, так как тени от­ сутствуют, но пронизанность всей при­ роды тёплыми лучами солнца передана мастерски, и картины производят силь­ ное впечатление. Горы, холмы, равнины, леса чётко отделены друг от друга и рас­ ставлены как кулисы на театральной • Г е н . Г о р . «Панков». Литературный с о ­ временник. Л. 1940, № 7. Работа эта и здана также в Германии. 11. «Сибирские огни» № 4.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2