Сибирские огни, 1956, № 4
хозников и фронтовиков, фактории, крас ные чумы. Работы их отличаются тон кой отделкой, продуманной композицией, изящными очертаниями фигур. Особен но хороша находящ аяся в Салехардском музее композиция «Ненец-агитатор чита ет колхозникам газету». Большую роль в развитии националь ного искусства играет художественная самодеятельность, эта новая массовая -форма народного творчества в нашей ■стране. Постоянно устраиваемые в рай онных и окружных центрах выставки об-, разцов декоративного искусства свиде тельствуют о большом его подъёме. Незаурядные художественные способ ности проявили северяне и в совершен но новой для них области искусства — скульптуре из глины,- Первые такие ра- ■боты вышли в 30-х годах из художест венных мастерских Института народов Севера. Руководившие кружком лепки русские мастера любовно воспитывали талантливую молодёжь, предоставив ей полную свободу в выборе тем. Студенты быстро применились к новому материа лу — глине и пластилину — и создали много интересных произведений — от дельных фигур и целых композиций, изображавших охотничьи эпизоды, сцен ки из старинных сказок и нового быта. ■Особенно привлекали их две темы — че ловек (голова и бюст) и животные (олень, медведь, собака). Экспонирован ные на выставках работы вызвали живой интерес у художников-профессионалов, искусствоведов, этнографов, литерато ров1. Большим успехом пользовалась, в частности, композиция ненца Ф. К. Бо лотникова «Борьба с оленем», хорошо, передававшая очертания фигур и движе ние. Поднявшийся на задние ноги олень готов всей тяжестью навалиться на че ловека, но тот, уклонившись от удара, схватывает оленя за шею. Привлекали внимание и произведения другого нен ца — Н. Тайборея: очень выразительная «Голова якута» и сценки из (новой жизни соплеменников. Одна из них изображала ненцев в новой одежде, другая — ненку- колхозницу, уговаривающую единолич ницу вступить в колхоз. Весьма выразительной оказалась эвенкийская скульптура «Голова» ра боты Н. И. Борисова, привлекшая вни мание мягкой лепкой и в то же время чёткостью линий 'и форм. Она решена монументально и говорит о наблюдатель ности и одарённости автора. Очень хо рош «Всадник» эвенкийки М. Г. Бояр- ковской, отличающийся такими же ху дожественными достоинствами. Созданные северянами скульптуры животных продолжают реалистические традиции народного искусства. Они хо-’ рошо продуманы композиционно и свиде тельствуют о глубоком знании натуры. 1 Часть этих работ репродуцирована я к и . «Искусство народностей Сибири». Л., 1930. Образы животных так естественны и правдивы, что не верится, что они созда ны по памяти. Не менее интересны и изо бражения человека. Сравнивая их с преж ними резными изделиями, не трудно за метить в них, с одной стороны, следы архаизма и натурализма, присущего скульптуре из дерева и кости, с дру гой — принципиально новые черты. Ч ер ты эти состоят в более углублённом об разе человека, в стремлении к портрет- ности. Наиболее удачные произведения севе рян были отлиты в гипсе, фарфоре и бронзе. Большая художественная одарённость малых народов раскрылась особенно сильно в таких, тоже новых для них об ластях творчества, как рисунок чёрным и цветным карандашом, пером, тушью и живопись маслом и акварелью. Уже в самом начале национального строительства на Севере в националь ных школах и техникумах было собрано много рисунков учащихся, показывав ших их большие способности. Ещё инте реснее оказались рисунки участников художественного кружка Северного ф а культета Восточного института (позже Института народов Севера). Школьники и студенты очень любят рисовать. Они с увлечением изображают родную природу, хорошо известных им животных, сценки охоты и рыбной лов ли, эпизоды из личной жизни. Рисунки их очень просты по форме, грешат не знанием. перспективы и светотени, но всегда жизненно правдивы и отличаются своеобразной прелестью. И тут сравнение современных рисун ков с прежними изображениями обнару живает много нового и ® тематике, и в художественном уровне. Молодёжь про являет стремление к широкому изобра жению природы, труда и быта людей. Новые темы изменяют и характер ри сунков. Вместо примитивных схематиче ских изображений, силуэтных или кон турных фигур строятся более свободные и сложные композиции, глубже и кон кретнее разрабатываются образы чело века и животных, богаче становится пейзаж. Говоря о возникновении рисунка и живописи малых народов, нужно воздать должное преподавателям художествен ных мастерских Института народов Се вера, любовно и с большим тактом вос питавших первых художников-северян1. Рисунки ханта А. Обатина, изобра жающие хантыйскую женщину и ханта охотника, хорошо передают образы лю дей, их национальную одежду и даже ма териал, из которого она сшита. Этой осо бенностью, впрочем, отличаются и ри 1 Деятельность этих м астерских освещ ена в статьях их руководителей — JI. А. Месс («Сибирские огни», 1930, № 3) и А. А. Ус пенского («Советский Север», 1935, № 2).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2