Сибирские огни, 1956, № 4

хозников и фронтовиков, фактории, крас­ ные чумы. Работы их отличаются тон­ кой отделкой, продуманной композицией, изящными очертаниями фигур. Особен­ но хороша находящ аяся в Салехардском музее композиция «Ненец-агитатор чита­ ет колхозникам газету». Большую роль в развитии националь­ ного искусства играет художественная самодеятельность, эта новая массовая -форма народного творчества в нашей ■стране. Постоянно устраиваемые в рай­ онных и окружных центрах выставки об-, разцов декоративного искусства свиде­ тельствуют о большом его подъёме. Незаурядные художественные способ­ ности проявили северяне и в совершен­ но новой для них области искусства — скульптуре из глины,- Первые такие ра- ■боты вышли в 30-х годах из художест­ венных мастерских Института народов Севера. Руководившие кружком лепки русские мастера любовно воспитывали талантливую молодёжь, предоставив ей полную свободу в выборе тем. Студенты быстро применились к новому материа­ лу — глине и пластилину — и создали много интересных произведений — от­ дельных фигур и целых композиций, изображавших охотничьи эпизоды, сцен­ ки из старинных сказок и нового быта. ■Особенно привлекали их две темы — че­ ловек (голова и бюст) и животные (олень, медведь, собака). Экспонирован­ ные на выставках работы вызвали живой интерес у художников-профессионалов, искусствоведов, этнографов, литерато­ ров1. Большим успехом пользовалась, в частности, композиция ненца Ф. К. Бо­ лотникова «Борьба с оленем», хорошо, передававшая очертания фигур и движе­ ние. Поднявшийся на задние ноги олень готов всей тяжестью навалиться на че­ ловека, но тот, уклонившись от удара, схватывает оленя за шею. Привлекали внимание и произведения другого нен­ ца — Н. Тайборея: очень выразительная «Голова якута» и сценки из (новой жизни соплеменников. Одна из них изображала ненцев в новой одежде, другая — ненку- колхозницу, уговаривающую единолич­ ницу вступить в колхоз. Весьма выразительной оказалась эвенкийская скульптура «Голова» ра­ боты Н. И. Борисова, привлекшая вни­ мание мягкой лепкой и в то же время чёткостью линий 'и форм. Она решена монументально и говорит о наблюдатель­ ности и одарённости автора. Очень хо­ рош «Всадник» эвенкийки М. Г. Бояр- ковской, отличающийся такими же ху­ дожественными достоинствами. Созданные северянами скульптуры животных продолжают реалистические традиции народного искусства. Они хо-’ рошо продуманы композиционно и свиде­ тельствуют о глубоком знании натуры. 1 Часть этих работ репродуцирована я к и . «Искусство народностей Сибири». Л., 1930. Образы животных так естественны и правдивы, что не верится, что они созда­ ны по памяти. Не менее интересны и изо­ бражения человека. Сравнивая их с преж ними резными изделиями, не трудно за ­ метить в них, с одной стороны, следы архаизма и натурализма, присущего скульптуре из дерева и кости, с дру­ гой — принципиально новые черты. Ч ер ­ ты эти состоят в более углублённом об­ разе человека, в стремлении к портрет- ности. Наиболее удачные произведения севе­ рян были отлиты в гипсе, фарфоре и бронзе. Большая художественная одарённость малых народов раскрылась особенно сильно в таких, тоже новых для них об­ ластях творчества, как рисунок чёрным и цветным карандашом, пером, тушью и живопись маслом и акварелью. Уже в самом начале национального строительства на Севере в националь­ ных школах и техникумах было собрано много рисунков учащихся, показывав­ ших их большие способности. Ещё инте­ реснее оказались рисунки участников художественного кружка Северного ф а ­ культета Восточного института (позже Института народов Севера). Школьники и студенты очень любят рисовать. Они с увлечением изображают родную природу, хорошо известных им животных, сценки охоты и рыбной лов­ ли, эпизоды из личной жизни. Рисунки их очень просты по форме, грешат не­ знанием. перспективы и светотени, но всегда жизненно правдивы и отличаются своеобразной прелестью. И тут сравнение современных рисун­ ков с прежними изображениями обнару­ живает много нового и ® тематике, и в художественном уровне. Молодёжь про­ являет стремление к широкому изобра­ жению природы, труда и быта людей. Новые темы изменяют и характер ри­ сунков. Вместо примитивных схематиче­ ских изображений, силуэтных или кон­ турных фигур строятся более свободные и сложные композиции, глубже и кон­ кретнее разрабатываются образы чело­ века и животных, богаче становится пейзаж. Говоря о возникновении рисунка и живописи малых народов, нужно воздать должное преподавателям художествен­ ных мастерских Института народов Се­ вера, любовно и с большим тактом вос­ питавших первых художников-северян1. Рисунки ханта А. Обатина, изобра­ жающие хантыйскую женщину и ханта охотника, хорошо передают образы лю­ дей, их национальную одежду и даже ма­ териал, из которого она сшита. Этой осо­ бенностью, впрочем, отличаются и ри­ 1 Деятельность этих м астерских освещ ена в статьях их руководителей — JI. А. Месс («Сибирские огни», 1930, № 3) и А. А. Ус­ пенского («Советский Север», 1935, № 2).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2