Сибирские огни, 1956, № 4

отмиранием шаманизма исчезли художе­ ственные изделия, являвшиеся принад­ лежностями культа. Наряду со старыми сюжетами, связанными с природою, осо­ бенно с животным миром и бытом охот­ ников, народные мастера изображают со­ временную, богатую и разнообразную действительность. В результате сильно расширилась тематика произведений, обогатились их образы, возросло позна­ вательное и воспитательное значение ис­ кусства. Заметно повысилось мастерство народ­ ных художников, сильно поднявшихся в культурном отношении. Творческая взаимопомощь в художественных кол­ лективах, применение новых материа­ лов, инструментов и изобразительных средств, заинтересованность в сбыте из­ делий — всё это положительно отрази­ лось на качестве работ. Самым замечательным, однако, дости­ жением является возникновение совер­ шенно новых, неизвестных в прошлом, видов искусства. Приобщение к новой культуре, интерес к современной тема­ тике, стремление к более углублённой трактовке образа сопровождались от­ крытием для искусства народов Севера небывалых, да и невозможных ранее его областей, переходом к новым материа­ лам и художественной технике. Появи­ лись скульптуры из глины, живопись маслом и акварелью , рисунок тушью, пером, чёрным и цветным карандашом и книжная графика. Создание всех этих произведений свидетельствует об исклю- ительно важном факте в развитии изо- разительного искусства малых народно­ стей: оно отделяется от бытовых пред­ метов, с которыми было неразрывно свя­ зано на протяжении веков, и приобрета­ ет самостоятельное значение. Зачинателем этого нового искусства была учащ аяся молодёжь национальных школ, техникумов и Института народов Севера, обратившая на себя внимание русских педагогов своей одарённостью. Люди, никогда не видавшие бумаги, хол­ ста, гипса, не державшие никогда в ру­ ках карандаша, пера, кисти, необычайно быстро усвоили новые технические при­ ёмы и создали своеобразные, отличаю­ щиеся большой художественной пре­ лестью, произведения. Талантливые и оригинальные работы молодых северян экспонируются в 30-х годах на многочисленных выставках в Советском Союзе и за границей (в Лейп­ циге и в Париже), пользуются крупным успехом у нашей общественности и по­ полняют сокровищницу многонациональ­ ного искусства Советской страны1. 1 Работы представителей малых народов находятся в м у зее Академии худож еств СССР и Музее Арктики (Ленинград), в му­ зея х северны х национальных округов (Ханты-Мансийском, Салехардском и др.), в Тюменском , Хабаровском и други х област­ ных музеях . Успехи изобразительного искусства малых народов в советское время видны из нижеследующего обзора его основ­ ных областей: орнамента, скульптуры, рисунка и живописи. Орнаментальное искусство сохранило своё значение в быту народов Севера. Современные мастера не порывают со старым искусством, сохраняя и развивая лучшее, что было создано народом. Сло­ жившийся веками национальный вкус проявляется в первичных материалах и приёмах обработки, в форме, колорите и композиции, в традиционных мотивах вышивок, аппликаций, резьбы — словом, во всём своеобразии художественной культуры народа. Прочно бытуют из­ любленные украшения на старинной одежде, сохранившейся наряду с широко проникшей новой. Мало того, такие ук­ рашения иногда переносятся на совре­ менные покупные вещи — одежду, зана­ вески и т. п. Художественное оформле­ ние стенных газет в клубах, школах, колхозах исполняется в национальном стиле. Ярко выраженный национальный колорит носит, например, одна из луч­ ших газет Салехарда «Ленин Сехэрев- на» («По Ленинскому пути»), выпускае­ мая учащимися ненецкого педагогиче­ ского техникума. Бережно сохраняя исконные тради­ ции, народные художники совершенству­ ют своё мастерство, обогащая его новым идейным содержанием и новыми приёма­ ми. Заметно усилились в орнаменте чер­ ты реализма, декоративные геометриче­ ские узоры сочетаются гораздо чаще, чем раньше, с сюжетными изображения­ ми и являются в этом случае фоном или обрамлением. Разнообразнее и богаче стали вышивки, в орнаменте видны но­ вые, смелые, живые линии, иные сочета­ ния цветов. Большое место занимает со­ временная тема — сцены из колхозной жизни, изображения самолётов, парохо­ дов, радиостанций и т. п. В украшениях часто встречаются советские эмблемы: герб, пятиконечная звезда, серп и молот, колосья. Появились новые изделия народного искусства. Повсюду распространены бо­ гато изукрашенные почётные колхозные знамёна и знамёна для всенародных праздников. Эвенкийские мастерицы ста­ ли изготовлять художественные стенные ковры для украшения домов. В одном из колхозов Якутской АССР они пригото­ вили мозаичный меховой ковёр с изобра­ жением здания фабрики и солнечного диска и с надписью на эвенкийском язы ­ ке «Пролетарии всех стран, соединяй­ тесь!» Новшеством у ненцев является художественная резьба из мамонтовой кости. Большую популярность завоева­ ли в Ямало-Ненецкой округе косторезы Евай Юнорта. Вэнго Вэсако, К. Вануйто, А. Дадиков, Яптунай Леко. Свои произ­ ведения они посвящают новой жизни своего народа, изображая ненцев — кол­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2