Сибирские огни, 1956, № 4

такой же примитивной, как у хантов. Лишь изредка встречались изображения человекообразных духов с более или ме­ нее правильными чертами лица.. Д о л г а н с к и й орнамент, испол­ нявшийся женщинами, был строго гео­ метрический и состоял из простейших по форме узоров. Украшали им одежду, пояса, обувь и другие изделия из кожи или материи. Кожу раскрашивали в ко­ ричневый цвет, расшитые узоры обрам­ ляли кантиком из оленьего волоса жёл ­ того цвета. На сукно и другую материю нашивали цветной бисер или полоски цветных тканей, кожаные оленьи лямки расшивали сухожильными нитками. Мужчины занимались резьбой по де­ реву и кости, насечкой и инкрустацией по железу . Оленьи нащёчники из кости покрывались мелкими резными узорами, подсвечёнными чёрной и красной кра­ ской. Деревянные луки оленьих сёдел украш али инкрустацией из олова, а ме­ таллические вещи — резными узорами или инкрустацией из меди. Основным мотивом э в е н к и й с к о - г о орнамента является дуга (арочка).' Над местом соединения дуг помещается обычно кресто- или трефообразная фи­ гурка. Но эвенки любят и простой лен­ точный орнамент, состоящий из располо­ женных друг над другом разноцветных полос. Н аселяя грандиозное пространство от Оби до Тихого океана и соприкасаясь со многими народностями, эвенки заимство­ вали много мотивов орнамента якутов, бурятов и народов Амура. Вместе с но­ выми формами проникла и новая техни­ ка: вышивка цветными нитками, аппли­ кация из материи, нашивка металличе­ ских пластинок на кожу. Эвенки, живу­ щие к западу от Лены, широко пользу­ ются цветным бисером для украшения одежды, поясов, колыбелей, кисетов и других предметов. Д еревянная скульптура, в большин­ стве религиозного назначения, представ­ л яет собою грубо обработанные топором или ножом изображения человека и жи­ вотных. Лишь немногие скульптуры за ­ служивали внимания в художественном отношении. В отличие от такой скульптуры, ярко реалистичны фигурки животных, выре­ занные из бересты. Небольшие по р аз­ мерам (10—20 см), они служили большей частью детскими игрушками. Делали их все, в том числе и сами дети, обыкно­ венным ножом. Эти замечательные сво­ ей выразительностью и правдивостью силуэты обнаружены на всей террито­ рии расселения эвенков. Они говорят об исключительной остроте наблюдения ис­ полнителей, способности быстро и точно схватывать и передавать наиболее харак­ терные черты животных, их движения и позы. Любимая из этих игрушек — олень. Он и зображ ался то в состоянии покОя, то бегущим, то в летучем галопе, то опустившим голову книзу, как бы до­ бывающим корм. Кроме оленей, вырезы ­ вали фигурки лосей, медведей, лисиц, зайцев, белок, собак. Все они отлича­ лись такой же точной и острой характе­ ристикой. Нередко среди берестяных си­ луэтов встречаются фигуры всадников, едущих верхом на олене, охотников, ук­ рывающихся за деревом, и другие. Орнаментальные мотивы э в е н к о в во многом сходны с эвенкийскими, но> проще их. Богатством фактуры и цвета, отличается отделка меховой одежды, обуви, головных уборов. В вышивке при­ меняются чёрный, белый и голубой би­ сер, олений волос, цветные нитки, мел­ кие кусочки кожи. Орнамент — строго- геометрический. Эвены — большие ма­ стера резьбы по дереву, но редко ею за­ нимаются. Надо сказать , что в предреволюцион­ ное время искусство народов Севера ис­ пытало некоторый упадок в результате- усилившегося их обнищания. Проникав­ шие к ним фабричные товары вытесняли местные изделия, а вместе с последними нередко исчезал и украшавший их орна­ мент. Стали хуже материалы , снизилась тщательность отделки, упростились фор­ мы и композиция. В то же время прочно сохранились многие исконные и люби­ мые технические приёмы и мотивы ор­ намента. Эти лучшие достижения про­ шлого унаследованы современным деко­ ративным искусством народов Севера. Возрождение и расцвет изобразитель­ ного искусства малых народностей Севе­ ра наступили после Великого Октября, преобразовавшего всю жизнь и раскре­ постившего творческие силы этих наро­ дов. Сильно изменилось, прежде всего, по­ ложение и значение этого искусства. Из­ вестное в прошлом лишь ограниченному кругу лиц — путешественникам и учё­ ным, оно привлекает теперь внимание широкой общественности. Приток нового населения на северные окраины вызыва­ ет большой спрос на местные художест­ венные изделия. Кооперация создаёт ку­ старно-художественные объединения на­ родных мастеров, снабжает их материа­ лами и инструментами, организует сбыт изделий. Уже в 1923 г. при деятельном участии Народного Комиссариата по де­ лам национальностей устраиваются в Москве сельскохозяйственная и кустар­ но-промышленная выставки, знакомящие общественность и центральные организа­ ции с художественными работами наро­ дов Севера. Наши учёные — этнографы, краеведы усиленно изучают это искус­ ство, живо интересуются им и печать и музеи. Большие перемены произошли в са­ мой тематике произведений. В связи с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2