Сибирские огни, 1956, № 4
такой же примитивной, как у хантов. Лишь изредка встречались изображения человекообразных духов с более или ме нее правильными чертами лица.. Д о л г а н с к и й орнамент, испол нявшийся женщинами, был строго гео метрический и состоял из простейших по форме узоров. Украшали им одежду, пояса, обувь и другие изделия из кожи или материи. Кожу раскрашивали в ко ричневый цвет, расшитые узоры обрам ляли кантиком из оленьего волоса жёл того цвета. На сукно и другую материю нашивали цветной бисер или полоски цветных тканей, кожаные оленьи лямки расшивали сухожильными нитками. Мужчины занимались резьбой по де реву и кости, насечкой и инкрустацией по железу . Оленьи нащёчники из кости покрывались мелкими резными узорами, подсвечёнными чёрной и красной кра ской. Деревянные луки оленьих сёдел украш али инкрустацией из олова, а ме таллические вещи — резными узорами или инкрустацией из меди. Основным мотивом э в е н к и й с к о - г о орнамента является дуга (арочка).' Над местом соединения дуг помещается обычно кресто- или трефообразная фи гурка. Но эвенки любят и простой лен точный орнамент, состоящий из располо женных друг над другом разноцветных полос. Н аселяя грандиозное пространство от Оби до Тихого океана и соприкасаясь со многими народностями, эвенки заимство вали много мотивов орнамента якутов, бурятов и народов Амура. Вместе с но выми формами проникла и новая техни ка: вышивка цветными нитками, аппли кация из материи, нашивка металличе ских пластинок на кожу. Эвенки, живу щие к западу от Лены, широко пользу ются цветным бисером для украшения одежды, поясов, колыбелей, кисетов и других предметов. Д еревянная скульптура, в большин стве религиозного назначения, представ л яет собою грубо обработанные топором или ножом изображения человека и жи вотных. Лишь немногие скульптуры за служивали внимания в художественном отношении. В отличие от такой скульптуры, ярко реалистичны фигурки животных, выре занные из бересты. Небольшие по р аз мерам (10—20 см), они служили большей частью детскими игрушками. Делали их все, в том числе и сами дети, обыкно венным ножом. Эти замечательные сво ей выразительностью и правдивостью силуэты обнаружены на всей террито рии расселения эвенков. Они говорят об исключительной остроте наблюдения ис полнителей, способности быстро и точно схватывать и передавать наиболее харак терные черты животных, их движения и позы. Любимая из этих игрушек — олень. Он и зображ ался то в состоянии покОя, то бегущим, то в летучем галопе, то опустившим голову книзу, как бы до бывающим корм. Кроме оленей, вырезы вали фигурки лосей, медведей, лисиц, зайцев, белок, собак. Все они отлича лись такой же точной и острой характе ристикой. Нередко среди берестяных си луэтов встречаются фигуры всадников, едущих верхом на олене, охотников, ук рывающихся за деревом, и другие. Орнаментальные мотивы э в е н к о в во многом сходны с эвенкийскими, но> проще их. Богатством фактуры и цвета, отличается отделка меховой одежды, обуви, головных уборов. В вышивке при меняются чёрный, белый и голубой би сер, олений волос, цветные нитки, мел кие кусочки кожи. Орнамент — строго- геометрический. Эвены — большие ма стера резьбы по дереву, но редко ею за нимаются. Надо сказать , что в предреволюцион ное время искусство народов Севера ис пытало некоторый упадок в результате- усилившегося их обнищания. Проникав шие к ним фабричные товары вытесняли местные изделия, а вместе с последними нередко исчезал и украшавший их орна мент. Стали хуже материалы , снизилась тщательность отделки, упростились фор мы и композиция. В то же время прочно сохранились многие исконные и люби мые технические приёмы и мотивы ор намента. Эти лучшие достижения про шлого унаследованы современным деко ративным искусством народов Севера. Возрождение и расцвет изобразитель ного искусства малых народностей Севе ра наступили после Великого Октября, преобразовавшего всю жизнь и раскре постившего творческие силы этих наро дов. Сильно изменилось, прежде всего, по ложение и значение этого искусства. Из вестное в прошлом лишь ограниченному кругу лиц — путешественникам и учё ным, оно привлекает теперь внимание широкой общественности. Приток нового населения на северные окраины вызыва ет большой спрос на местные художест венные изделия. Кооперация создаёт ку старно-художественные объединения на родных мастеров, снабжает их материа лами и инструментами, организует сбыт изделий. Уже в 1923 г. при деятельном участии Народного Комиссариата по де лам национальностей устраиваются в Москве сельскохозяйственная и кустар но-промышленная выставки, знакомящие общественность и центральные организа ции с художественными работами наро дов Севера. Наши учёные — этнографы, краеведы усиленно изучают это искус ство, живо интересуются им и печать и музеи. Большие перемены произошли в са мой тематике произведений. В связи с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2