Сибирские огни, 1956, № 4

ность, равные размеры площадей, зани­ маемых узором и фоном. Украшаются ими меховая одежда, халаты и рукави­ цы из цветного сукна, старинная обувь из ровдуги или рыбьей кожи. К украшениям из меха и сукна при­ мыкают узоры , выскобленные на бере­ стяных изделиях. На них встречается также орнамент, исполненный краской или ажурной техникой. Украшения на бересте богаче и разнообразнее, чем на меховых изделиях. Кроме бордюров, на них бывают замкнутые фигуры типа ме­ дальона или розетки. Названия геометри­ ческих узоров: «рыбьи зубы», «пастби­ ще оленей», «сосновая шишка» и т. д. В орнамент на бересте входят обычно упрощенные, нередко стилизованные изображения птиц, оленя, лошади, мед­ ведя и других животных. Иногда попа­ даются силуэтные или контурные всад­ ники. Более богатый и красочный орнамент южных хантов и мансей отличался от се­ верного и мотивами, и техникой исполне­ ния. Одежда из холста украшалась глав­ ным образом вышивками из ниток крас­ ного и синего цвета. Праздничная одеж­ да, обувь и рукавицы расшивались бисе­ ром. Мало распространённая резьба по де­ реву применялась для украшения рабо­ чих ящичков, кроильных досок и других вещей. Религиозная деревянная скульп­ тура хантов и мансей, изображавшая различных духов в образах человека и животных, весьма архаична. Образ чело­ века был крайне обеднён. Фигуры вы­ рубались топором или ножом, рот обо­ значался зарубкой, лицо делалось круп­ ным. Такие фигуры одевали иногда в не­ сколько одежд, голову покрывали шап­ кой. Деревянные изображения животных и человека, служившие игрушками, носи­ ли другой характер. В этом случае про­ являлась большая свобода в выборе ху­ дожественных приёмов, образы были бо­ лее выразительными и реалистичными. Широко бытовали куклы из меха и ма­ терии, одетые в украшенную полосками цветной материи одежду и обувь. Орнамент н е н ц е в близок к северо­ хантыйскому, но беднее мотивами. Укра­ шаются меховые головные уборы, одеж­ да и сумочки, части оленьей упряжи. В старину орнамент делали из кусочков белого и коричневого меха оленя, после знакомства с русскими тканями, кроме меха, из цветного сукна. Красное, зелё­ ное, жёлтое сукно широко применялось и в изготовлении кукол, очень распро­ странённых у ненецких детей. Ненецкая скульптура из дерева огра­ ничивалась грубыми изображениями ду­ хов. Многие из них представляли про­ стую палку с несколькими насечками на месте лица, руки и ноги обычно отсут­ ствовали. Как исключение, встречались более удачные фигуры с резко очернён­ ными, выразительными чертами лица. Сильное впечатление производят и ста­ ринные деревянные игрушки, изобра­ жающие женщин. Лицо у них плоское, нос вытянут, голова несоразмерно вели­ ка, руки обрублены почти у плеч. В старое время среди народов Севера было немало одарённых людей, но путь к просвещению был им закрыт. Только одному из них удалось получить кое-ка­ кое художественное образование. Это ненец Тыко Вылка, бессменный с пер­ вых дней революции председатель Ново- земельского островного совета. Родился Вылка в 1889 г. на Новой Земле, в ста­ новище Белуш ья Губа. Ещё мальчиком промышлял он нерп и диких оленей. Став опытным охотником, выходил дале­ ко в море, под угрозой быть затёртым пловучим льдом. Приходилось ему быть и проводником на больших кораблях, и помощником капитана на моторном суд­ не. Однажды, — это было в 1905 году ,— попался ему иллюстрированный Сытин­ ский календарь. Вылка увидел там пор­ трет Ломоносова, и ему захотелось вос­ произвести его. Но как и на чём? Нен­ цы были поголовно неграмотны, у них никогда не было ни карандаша, ни бума­ ги. Но он быстро нашёлся: взял свинцо­ вую бумагу (обёртку от чая), наклеил её на доску и сделал гвоздём первый в своей жизни портрет. Опыт удался, и это окрылило его. Стремление к рисованию всецело овладело Вылкой. Величествен­ ные пейзажи Новой Земли, скалистые морские берега давно привлекали его, и, раздобыв с трудом карандаши и краски, Вылка с увлечением предался рисова­ нию. Так родился в нём художник, яр ­ кий и самобытный, влюблённый в суро­ вую родную природу. В 1911 г. побывавший на Севере ху­ дожник Переплётчиков оценил талант Вылки и устроил его в московскую шко­ лу живописи, ваяния и зодчества. Здесь он работал несколько месяцев под руко­ водством художника Архипова. Сначала Вылкой заинтересовались, писали о нём в газетах, но это было скорее увлечени­ ем северной экзотикой, чем подлинным вниманием к начинающему художнику. Вскоре о нём забыли, и он вернулся на родину. На Новой Земле он с увлечени­ ем отдался любимому делу и создал се­ рию рисунков и картин. Вылка чувствует природу и любит её. Его пейзажи разнообразны, в них много настроения, но ему не всегда удаются перспектива и человеческие фигуры. Декоративное искусство К е т о в об­ наруживает близость, с одной стороны, к ханты-мансийскому, с другой — к эвенкийскому. Они предпочитают укра т а т ь одежду аппликациями из полосок цветной материи. На дощечках женских нарт кеты вырезывали изображения оле­ ней и деревьев, иногда раскрашивая их чёрной или красной краской. Старинная религиозная скульптура из дерева была

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2