Сибирские огни, 1956, № 4
ность, равные размеры площадей, зани маемых узором и фоном. Украшаются ими меховая одежда, халаты и рукави цы из цветного сукна, старинная обувь из ровдуги или рыбьей кожи. К украшениям из меха и сукна при мыкают узоры , выскобленные на бере стяных изделиях. На них встречается также орнамент, исполненный краской или ажурной техникой. Украшения на бересте богаче и разнообразнее, чем на меховых изделиях. Кроме бордюров, на них бывают замкнутые фигуры типа ме дальона или розетки. Названия геометри ческих узоров: «рыбьи зубы», «пастби ще оленей», «сосновая шишка» и т. д. В орнамент на бересте входят обычно упрощенные, нередко стилизованные изображения птиц, оленя, лошади, мед ведя и других животных. Иногда попа даются силуэтные или контурные всад ники. Более богатый и красочный орнамент южных хантов и мансей отличался от се верного и мотивами, и техникой исполне ния. Одежда из холста украшалась глав ным образом вышивками из ниток крас ного и синего цвета. Праздничная одеж да, обувь и рукавицы расшивались бисе ром. Мало распространённая резьба по де реву применялась для украшения рабо чих ящичков, кроильных досок и других вещей. Религиозная деревянная скульп тура хантов и мансей, изображавшая различных духов в образах человека и животных, весьма архаична. Образ чело века был крайне обеднён. Фигуры вы рубались топором или ножом, рот обо значался зарубкой, лицо делалось круп ным. Такие фигуры одевали иногда в не сколько одежд, голову покрывали шап кой. Деревянные изображения животных и человека, служившие игрушками, носи ли другой характер. В этом случае про являлась большая свобода в выборе ху дожественных приёмов, образы были бо лее выразительными и реалистичными. Широко бытовали куклы из меха и ма терии, одетые в украшенную полосками цветной материи одежду и обувь. Орнамент н е н ц е в близок к северо хантыйскому, но беднее мотивами. Укра шаются меховые головные уборы, одеж да и сумочки, части оленьей упряжи. В старину орнамент делали из кусочков белого и коричневого меха оленя, после знакомства с русскими тканями, кроме меха, из цветного сукна. Красное, зелё ное, жёлтое сукно широко применялось и в изготовлении кукол, очень распро странённых у ненецких детей. Ненецкая скульптура из дерева огра ничивалась грубыми изображениями ду хов. Многие из них представляли про стую палку с несколькими насечками на месте лица, руки и ноги обычно отсут ствовали. Как исключение, встречались более удачные фигуры с резко очернён ными, выразительными чертами лица. Сильное впечатление производят и ста ринные деревянные игрушки, изобра жающие женщин. Лицо у них плоское, нос вытянут, голова несоразмерно вели ка, руки обрублены почти у плеч. В старое время среди народов Севера было немало одарённых людей, но путь к просвещению был им закрыт. Только одному из них удалось получить кое-ка кое художественное образование. Это ненец Тыко Вылка, бессменный с пер вых дней революции председатель Ново- земельского островного совета. Родился Вылка в 1889 г. на Новой Земле, в ста новище Белуш ья Губа. Ещё мальчиком промышлял он нерп и диких оленей. Став опытным охотником, выходил дале ко в море, под угрозой быть затёртым пловучим льдом. Приходилось ему быть и проводником на больших кораблях, и помощником капитана на моторном суд не. Однажды, — это было в 1905 году ,— попался ему иллюстрированный Сытин ский календарь. Вылка увидел там пор трет Ломоносова, и ему захотелось вос произвести его. Но как и на чём? Нен цы были поголовно неграмотны, у них никогда не было ни карандаша, ни бума ги. Но он быстро нашёлся: взял свинцо вую бумагу (обёртку от чая), наклеил её на доску и сделал гвоздём первый в своей жизни портрет. Опыт удался, и это окрылило его. Стремление к рисованию всецело овладело Вылкой. Величествен ные пейзажи Новой Земли, скалистые морские берега давно привлекали его, и, раздобыв с трудом карандаши и краски, Вылка с увлечением предался рисова нию. Так родился в нём художник, яр кий и самобытный, влюблённый в суро вую родную природу. В 1911 г. побывавший на Севере ху дожник Переплётчиков оценил талант Вылки и устроил его в московскую шко лу живописи, ваяния и зодчества. Здесь он работал несколько месяцев под руко водством художника Архипова. Сначала Вылкой заинтересовались, писали о нём в газетах, но это было скорее увлечени ем северной экзотикой, чем подлинным вниманием к начинающему художнику. Вскоре о нём забыли, и он вернулся на родину. На Новой Земле он с увлечени ем отдался любимому делу и создал се рию рисунков и картин. Вылка чувствует природу и любит её. Его пейзажи разнообразны, в них много настроения, но ему не всегда удаются перспектива и человеческие фигуры. Декоративное искусство К е т о в об наруживает близость, с одной стороны, к ханты-мансийскому, с другой — к эвенкийскому. Они предпочитают укра т а т ь одежду аппликациями из полосок цветной материи. На дощечках женских нарт кеты вырезывали изображения оле ней и деревьев, иногда раскрашивая их чёрной или красной краской. Старинная религиозная скульптура из дерева была
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2