Сибирские огни, 1956, № 4

давшего к северным народностям, были распространены мало, главным образом, у нганасан, кетов и эвенков. Небольшие фигурки людей и животных из железа или меди служили, в большинстве слу­ чаев, привесками к шаманской одежде и бубну. Были и сюжетные рисунки, исполнен­ ные краскою на коже и меховой «мозаи­ кой», вырезанные на дереве, бересте, ко­ сти, реже на камне. Они украшали по­ суду, коврики, промысловые и транс­ портные принадлежности или имели са­ мостоятельное значение. Некоторые на­ родности (эвенки, ханты, манси), будучи в прошлом бесписьменными, пользова­ лись образными рисунками, как сред­ ством письма. Уходя далеко в тайгу, они для осведомления сородичей о случив­ шихся событиях оставляли на деревьях или на кусках бересты условные знаки, вырезывали фигуры животных или нано­ сили их углём на стёсанную топором часть дерева. Примитивно-реалистиче­ ские изображения представляли собою либо отдельные фигуры человека или животных, либо несложные сценки, ука­ зывавшие — в каком направлении ушли люди, здоровы ли они, не нуждаются ли в помощи, не пропал ли у них олень и т. Д. Плоскостный орнамент, круглая скульптура и сюжетный рисунок свиде­ тельствуют о замечательном мастерстве народных художников, об их исключи­ тельной наблюдательности. Именно та­ кие качества, свойственные охотничьим народам, способствовали возникновению и развитию у них реалистического искус­ ства. Одною из самых любимых тем реали­ стического искусства был мир животных, с которым они соприкасались на каждом шагу. Выдающиеся по выразительности изображения животных свидетельствуют о подлинной любви к природе, необычай­ но остром и вместе с тем тонком её вос­ приятии. Никто, разумеется, не знает так хоро­ шо все повадки животных, как охотник, вся жизнь которого связана с ними. Ни­ кто не в состоянии передать так удачно, как он, характер, позы, движения, стре­ мительный бег и состояние покоя. Реалистический характер искусства сказывается и в таких, на первый взгляд отвлечённых формах, как геометриче­ ский орнамент. Внимательное знаком­ ство с ним приводит к непреложному выводу, что бытующие с глубокой древ­ ности геометрические мотивы связаны с представлениями о растениях, животных или бытовых вещах. В названиях орна­ мента запечатлены наблюдения над при­ родой, её характерными чертами и осо­ бенностями, прекрасно изученными охот­ никами и рыболовами в процессе труда. Так, среди хантыйских названий гео­ метрических узоров встречаются: «кор­ ни лиственницы», «сучья берёзы», «цве­ ток морошки», «шишки», «лосиная ло­ патка», «мышиный след», «осетровая че­ шуя», «глухариный глаз» , «дужка кот­ ла»... У ненцев известны наименования: «заячье ухо», «рог оленя», «головка», «волна», у эвенков: «след ноги тигра», «нога цыплёнка» и т. д. Наряду с реалистическими произведе­ ниями существовали и другие, отражав­ шие превратные представления о приро­ де и жизни. Недоступные опыту, а пото­ му непонятные и непознанные явления порождали чисто фантастические обра­ зы. Связанное с анимистическими и ша- манистскими верованиями, искусство это выражало консервативные идеи и всяче­ ски поддерживалось служителями культа. Однако и религиозному искусству бы­ ли зачастую присущи элементы реализ­ ма, питавшиеся и в этом случае окру­ жавшей людей действительностью. Изо­ бражения животных и человека нередко.' отличались той же правдивостью и выра­ зительностью, что и образы бытовых произведений. Черты фантастики прояв­ лялись не столько в форме и даже сю­ жете, сколько в связанных с данным предметом искажённых представлениях. В развивавшемся самостоятельными путями искусстве северных народностей наблюдалось в общем мало заимствова­ ний у соседних народов. Там, где они из­ давна жили в непосредственной близости с русскими, искусство их заметно обо­ гатилось новыми материалами, приёма­ ми обработки и мотивами. Проникли цветные ткани и нитки, бисер, гарус, металлы (железо, медь, олово, серебро в монете). Сукна начали заменять меха, бисер — раскраску по коже, фабричные нитки — волос оленя. Деревянные и ко­ стяные изделия, покрывающиеся неслож­ ной резьбой, стали украшаться инкру­ стацией из олова и т. д. В результате фактура украшений сделалась разнооб­ разнее, колорит — ярче и красочнее, декоративные изображения людей и жи­ вотных — выразительнее. Заимствован­ ные извне художественные формы всег­ да творчески перерабатывались в духе своих национальных традиций. Обратимся к краткому обзору искус­ ства отдельных народов1. Художественное творчество хантов, мансей, ненцев и кетов имеет много об­ щего. У них встречаются сходные фор­ мы орнамента, одинаковая техника сши­ вания кусочков разноцветного меха или сукна («мозаика»), близкие по типу узо­ ры на дереве и кости. Для орнамента северных х а н т о в и м а н с е й характерны геометрические мотивы, резкие изломы линий, двухцвет- 1 Нижеследующая характеристика приуро ­ чена к последним предреволюционным д е ­ сятилетиям.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2