Сибирские огни, 1956, № 4
давшего к северным народностям, были распространены мало, главным образом, у нганасан, кетов и эвенков. Небольшие фигурки людей и животных из железа или меди служили, в большинстве слу чаев, привесками к шаманской одежде и бубну. Были и сюжетные рисунки, исполнен ные краскою на коже и меховой «мозаи кой», вырезанные на дереве, бересте, ко сти, реже на камне. Они украшали по суду, коврики, промысловые и транс портные принадлежности или имели са мостоятельное значение. Некоторые на родности (эвенки, ханты, манси), будучи в прошлом бесписьменными, пользова лись образными рисунками, как сред ством письма. Уходя далеко в тайгу, они для осведомления сородичей о случив шихся событиях оставляли на деревьях или на кусках бересты условные знаки, вырезывали фигуры животных или нано сили их углём на стёсанную топором часть дерева. Примитивно-реалистиче ские изображения представляли собою либо отдельные фигуры человека или животных, либо несложные сценки, ука зывавшие — в каком направлении ушли люди, здоровы ли они, не нуждаются ли в помощи, не пропал ли у них олень и т. Д. Плоскостный орнамент, круглая скульптура и сюжетный рисунок свиде тельствуют о замечательном мастерстве народных художников, об их исключи тельной наблюдательности. Именно та кие качества, свойственные охотничьим народам, способствовали возникновению и развитию у них реалистического искус ства. Одною из самых любимых тем реали стического искусства был мир животных, с которым они соприкасались на каждом шагу. Выдающиеся по выразительности изображения животных свидетельствуют о подлинной любви к природе, необычай но остром и вместе с тем тонком её вос приятии. Никто, разумеется, не знает так хоро шо все повадки животных, как охотник, вся жизнь которого связана с ними. Ни кто не в состоянии передать так удачно, как он, характер, позы, движения, стре мительный бег и состояние покоя. Реалистический характер искусства сказывается и в таких, на первый взгляд отвлечённых формах, как геометриче ский орнамент. Внимательное знаком ство с ним приводит к непреложному выводу, что бытующие с глубокой древ ности геометрические мотивы связаны с представлениями о растениях, животных или бытовых вещах. В названиях орна мента запечатлены наблюдения над при родой, её характерными чертами и осо бенностями, прекрасно изученными охот никами и рыболовами в процессе труда. Так, среди хантыйских названий гео метрических узоров встречаются: «кор ни лиственницы», «сучья берёзы», «цве ток морошки», «шишки», «лосиная ло патка», «мышиный след», «осетровая че шуя», «глухариный глаз» , «дужка кот ла»... У ненцев известны наименования: «заячье ухо», «рог оленя», «головка», «волна», у эвенков: «след ноги тигра», «нога цыплёнка» и т. д. Наряду с реалистическими произведе ниями существовали и другие, отражав шие превратные представления о приро де и жизни. Недоступные опыту, а пото му непонятные и непознанные явления порождали чисто фантастические обра зы. Связанное с анимистическими и ша- манистскими верованиями, искусство это выражало консервативные идеи и всяче ски поддерживалось служителями культа. Однако и религиозному искусству бы ли зачастую присущи элементы реализ ма, питавшиеся и в этом случае окру жавшей людей действительностью. Изо бражения животных и человека нередко.' отличались той же правдивостью и выра зительностью, что и образы бытовых произведений. Черты фантастики прояв лялись не столько в форме и даже сю жете, сколько в связанных с данным предметом искажённых представлениях. В развивавшемся самостоятельными путями искусстве северных народностей наблюдалось в общем мало заимствова ний у соседних народов. Там, где они из давна жили в непосредственной близости с русскими, искусство их заметно обо гатилось новыми материалами, приёма ми обработки и мотивами. Проникли цветные ткани и нитки, бисер, гарус, металлы (железо, медь, олово, серебро в монете). Сукна начали заменять меха, бисер — раскраску по коже, фабричные нитки — волос оленя. Деревянные и ко стяные изделия, покрывающиеся неслож ной резьбой, стали украшаться инкру стацией из олова и т. д. В результате фактура украшений сделалась разнооб разнее, колорит — ярче и красочнее, декоративные изображения людей и жи вотных — выразительнее. Заимствован ные извне художественные формы всег да творчески перерабатывались в духе своих национальных традиций. Обратимся к краткому обзору искус ства отдельных народов1. Художественное творчество хантов, мансей, ненцев и кетов имеет много об щего. У них встречаются сходные фор мы орнамента, одинаковая техника сши вания кусочков разноцветного меха или сукна («мозаика»), близкие по типу узо ры на дереве и кости. Для орнамента северных х а н т о в и м а н с е й характерны геометрические мотивы, резкие изломы линий, двухцвет- 1 Нижеследующая характеристика приуро чена к последним предреволюционным д е сятилетиям.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2