Сибирские огни, 1956, № 4

И с г?ц с с т в сг ■ ; „ С. В. ИВАНОВ, М. А. СЕРГЕЕВ Изобразительное искусство народов Сибири Самобытное и весьма оригинальное ис­ кусство народов Сибири возникло в глу­ бокой древности. Оно отражает в ярких формах своеобразие их жизни и миро­ воззрения. Наиболее характерные черты многовековой материальной и духовной культуры , а равно общественного строя народов Сибири, позволяют разделить эти народы на две крупные группы. Одна из них — самая отсталая в про­ шлом — охотники, рыболовы и оленево­ ды Крайнего Севера. Накануне Велико­ го Октября они переживали ещё пере­ ходное состояние от первобытно-общин­ ного строя к классовому обществу и жи­ ли мелкими, разрозненными родоплемён- ными группами. Сюда относятся «малые народы Севера» — ханты, манси, ненцы, кеты, долганы, эвенки и эвены. Ко второй группе, значительно ушед­ шей вперёд в развитии, принадлежат скотоводческие народности горной и степной южной Сибири: татары, алтай­ цы, хакасы, тувинцы и буряты. Сюда же надо причислить и якутов, обитающих на громадном пространстве от Ледовитого океана до юга Сибири. У этих народно­ стей были сильны феодальные и разви­ вались капиталистические отношения. В советское время у некоторых из них бы­ ли созданы автономные республики, у других — автономные области. Наш обзор изобразительного искус­ ства народов Сибири мы начнём с твор­ чества малых народов Севера. Т В О Р Ч Е С Т В О М А Л Ы Х Н А Р О Д О В С Е В Е Р А Несмотря на исключительную отста­ лость и вековую заброшенность, малые народы создали богатое изобразительное искусство, свидетельствующее о боль­ шой их художественной одарённости. Су­ ровая борьба за существование в тайге и тундре, опыт, приобретённый в искон­ ных промыслах, и, наряду с этим, наив­ ные представления о непонятных и гроз­ ных явлениях — всё это нашло отраже­ ние в их искусстве. Особенно сильно было развито декора­ тивное искусство, связанное едва ли не со всеми самодельными предметами оби­ хода: промысловым и транспортным ин­ вентарём, различной утварью, одеждой и обувью, принадлежностями культа. Ор­ намент нц этих изделиях был представ­ лен вышивками, узорчатыми апплика­ циями, выскобленными или нарисован­ ными украшениями, резьбой по дереву и кости. Встречались также художествен­ ное плетение и чекана. Материалом служило обычное, приме­ нявшееся в домашнем производстве, сырьё: дерево, береста, кожа, мех, волос, кость и пр. Для окраски пользовались отваром коры, корней ягеля и др. Ма­ териал кипятили в наваре, для закрепле­ ния окраски прибавляли золу, и краска выдерживала десятки лет. Бытовое назначение декоративного ис­ кусства делало его подлинно народным. Оно ещё не выделилось в особую об­ ласть, художественного труда, занима­ лись им все. Мужчины украшали ножи, копья, упряжь, курительные трубки и т. д. Женщины орнаментировали одеж­ ду и обувь, коврики, утварь и пр. Орнаментированные изделия отлича­ лись тщательной и тонкой отделкой. Прекрасное знание свойств материала и художественное чутьё подсказывали наиболее подходящие приёмы обработки и сочетание разных материалов, удач­ ный подбор цветов и орнаментальных форм, умелое решение композиции. Воз­ никавший при этом оригинальный стиль выражал эстетические вкусы и традиции народа. Наряду с украшениями на бытовых вещах у народов Севера существовали и другие виды изобразительного искус­ ства: круглая скульптура и сюжетные изображения на плоскости. Скульптура представлена изображе­ ниями человека и животных, детскими игрушками, в том числе куклами. Иног­ да куклы делались из меха и материи. Много скульптурных произведений было связано с религиозными представления­ ми — они олицетворяли различных ду­ хов. Материалом служило обычно дере­ во, обрабатывавшееся — в зависимости от размера скульптуры — топором или ножом. Работы из железа, редко попа­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2