Сибирские огни, 1956, № 4
И с г?ц с с т в сг ■ ; „ С. В. ИВАНОВ, М. А. СЕРГЕЕВ Изобразительное искусство народов Сибири Самобытное и весьма оригинальное ис кусство народов Сибири возникло в глу бокой древности. Оно отражает в ярких формах своеобразие их жизни и миро воззрения. Наиболее характерные черты многовековой материальной и духовной культуры , а равно общественного строя народов Сибири, позволяют разделить эти народы на две крупные группы. Одна из них — самая отсталая в про шлом — охотники, рыболовы и оленево ды Крайнего Севера. Накануне Велико го Октября они переживали ещё пере ходное состояние от первобытно-общин ного строя к классовому обществу и жи ли мелкими, разрозненными родоплемён- ными группами. Сюда относятся «малые народы Севера» — ханты, манси, ненцы, кеты, долганы, эвенки и эвены. Ко второй группе, значительно ушед шей вперёд в развитии, принадлежат скотоводческие народности горной и степной южной Сибири: татары, алтай цы, хакасы, тувинцы и буряты. Сюда же надо причислить и якутов, обитающих на громадном пространстве от Ледовитого океана до юга Сибири. У этих народно стей были сильны феодальные и разви вались капиталистические отношения. В советское время у некоторых из них бы ли созданы автономные республики, у других — автономные области. Наш обзор изобразительного искус ства народов Сибири мы начнём с твор чества малых народов Севера. Т В О Р Ч Е С Т В О М А Л Ы Х Н А Р О Д О В С Е В Е Р А Несмотря на исключительную отста лость и вековую заброшенность, малые народы создали богатое изобразительное искусство, свидетельствующее о боль шой их художественной одарённости. Су ровая борьба за существование в тайге и тундре, опыт, приобретённый в искон ных промыслах, и, наряду с этим, наив ные представления о непонятных и гроз ных явлениях — всё это нашло отраже ние в их искусстве. Особенно сильно было развито декора тивное искусство, связанное едва ли не со всеми самодельными предметами оби хода: промысловым и транспортным ин вентарём, различной утварью, одеждой и обувью, принадлежностями культа. Ор намент нц этих изделиях был представ лен вышивками, узорчатыми апплика циями, выскобленными или нарисован ными украшениями, резьбой по дереву и кости. Встречались также художествен ное плетение и чекана. Материалом служило обычное, приме нявшееся в домашнем производстве, сырьё: дерево, береста, кожа, мех, волос, кость и пр. Для окраски пользовались отваром коры, корней ягеля и др. Ма териал кипятили в наваре, для закрепле ния окраски прибавляли золу, и краска выдерживала десятки лет. Бытовое назначение декоративного ис кусства делало его подлинно народным. Оно ещё не выделилось в особую об ласть, художественного труда, занима лись им все. Мужчины украшали ножи, копья, упряжь, курительные трубки и т. д. Женщины орнаментировали одеж ду и обувь, коврики, утварь и пр. Орнаментированные изделия отлича лись тщательной и тонкой отделкой. Прекрасное знание свойств материала и художественное чутьё подсказывали наиболее подходящие приёмы обработки и сочетание разных материалов, удач ный подбор цветов и орнаментальных форм, умелое решение композиции. Воз никавший при этом оригинальный стиль выражал эстетические вкусы и традиции народа. Наряду с украшениями на бытовых вещах у народов Севера существовали и другие виды изобразительного искус ства: круглая скульптура и сюжетные изображения на плоскости. Скульптура представлена изображе ниями человека и животных, детскими игрушками, в том числе куклами. Иног да куклы делались из меха и материи. Много скульптурных произведений было связано с религиозными представления ми — они олицетворяли различных ду хов. Материалом служило обычно дере во, обрабатывавшееся — в зависимости от размера скульптуры — топором или ножом. Работы из железа, редко попа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2