Сибирские огни, 1956, № 4
К концу работы возле столика Ивана Петровича собирались в кружок сотруд ники лаборатории. Возникали живые и поучительные собеседования на различ ные темы. Повседневное общение с Павловым, участие в этих беседах позволили мне по знакомиться с самобытной и многогран ной личностью Ивана Петровича, его ис следовательским обликом. Под умом Иван Петрович Павлов по нимал «ясное видение действительно сти». Это качество в высокой мере было присуще самому Павлову. Ясное видение действительности у него обеспечивалось наряду с тонкой и точной наблюдатель ностью и другими качествами ума — ве ликим уважением к факту и концентра цией внимания на исследуемом объекте. Данные наблюдения и эксперимента всегда являлись для Павлова решающим и последним документом для суждений и выводов. Теории и гипотезы, как бы остроумны они ни были, теряли в его глазах всякую цену, если не обеспечива лись достоверными фактами или, тем бо лее, противоречили им. Концентрацию внимания на исследуе мом предмете, «неотступность думания» Иван Петрович признавал абсолютно не обходимым условием продуктивности творческого процесса. А способность к концентрации внимания Павлов полагал главным качеством одарённости. «Неот ступно думать о предмете, уметь с этим ложиться и с 'ним же вставать, — гово рил он. — Только думай, только долби всё время — и всё трудное станет лёг ким». Глубокая и конденсированная мощь ума учёного-мыслителя гармонично соче талась у Павлова с непосредственной и богатой эмоциональностью. Волевая со средоточенность, рождавшая новые на учные факты или гениальные ходы мыс ли, часто разряж алась у него бурной ре акцией, вихревым потоком жестов и слов. — Я не учёный сухарь! — как-то ми моходом заметил Иван Петрович. И это верно. Старый сотрудник его лаборато рии Н. А. Подкопаев писал: «Он никогда не был равнодушен. Он негодовал, огор чался, радовался, восторгался, мучился сомнениями, торжествовал». Как представитель передовой науки и один из великих её творцов, Павлов ни когда не оставался в рамках научных теорий, не был жрецом «чистой науки». Его всегда интересовала практическая ценность открытий. Человек, его здо ровье и счастье — вот что было конеч ной целью исканий гениального естество испытателя. Все периоды научной деятельности Павлова отмечены этой живой связью его научных исканий с клиникой, с прак тической медициной. Своим научным подвигом Павлов показал миру небыва лый пример связи теории с практикой, приложения экспериментальных данных физиологии к клинике человеческих страданий. Никогда не ослабевал у Павлова жи вой интерес к науке. Семидесяти лет он принялся изучать психиатрию, находя в этом двоякую пользу. С одной стороны, он проверял на человеке открытые им законы высшей нервной деятельности, а с другой — видел в психиатрии сильную помощницу в изучении работы головного мезга. В воскресные дни —■единственные дни отдыха — Павлов посещал психиат рическую клинику, в свете новой физио логии больших полушарий мозга изучал состояние больных. В беседах о психиат рии Иван Петрович высказывал мысли о характере и возникновении некоторых заболеваний с позиции физиолога, при водил интересные эпизоды и факты из истории этой науки. Воинственно непримиримым был Иван Петрович и в отношении религии. Он считал её совершенно несовместимой с наукой. С большим юмором вспоминал Павлов об одном всемирном конгрессе •физиологов, проходившем в Англии. По обычаю того времени конгресс от крылся торжественным богослужением, на котором епископ произнёс перед учё ными проповедь — «бог есть истина». Иван Петрович присутствовал на бого служении и стоял в одном ряду с ан глийскими физиологами. — Я держал себя довольно свобод но, — рассказывал Иван Петрович. — Рассматривал, пытался задавать вопро сы, делал замечания, подшучивал. Како во же было моё изумление, когда на ме ня строго посмотрели мои английские коллеги! Они, оказывается, усердно мо лились и подпевали хору... В связи с этим вспоминается ещ ё ‘один эпизод. В 1927—28 гг. на антирелигиоз ных диспутах часто выступал в защиту церкви митрополит Александр Введен ский. Натренированный спорщик, он не редко срывал аплодисменты у слушате лей. Один из сотрудников физиологиче ского института, побывав на таком дис путе, подробно передал Павлову содер жание спора о вере, -рассказал о поведе нии митрополита. Иван Петрович выра зил бурное негодование и сам решил пойти на предстоящий диспут, чтобы вы ступить против Введенского с позиций воинствующего материализма. Лишь ка кая-то случайность помешала Павлову осуществить это намерение. И. П. Павлов делил по складу нерв ной системы людей на три типа: мысли тельный, художественный и средний. Он прочно держался убеждения, что худо жественный тип несовместим с мысли тельным. В качестве исключения он ука
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2