Сибирские огни, 1956, № 4
принесёт всем детям буквари, и ты нач нёшь учиться, как в школе. Действительно, через полчаса его кро вать перевезли в огромный зал клиники, и там он встретился с несколькими маль чиками и девочками, которые так же, как и он, были прикованы к постели. Вскоре к ним пришла Нина Георгиевна. Она была совсем молоденькой. Говорила быстро, весело. От её слов на Павлика повеяло какой-то сияющей радостью, ему даже стало стыдно за утренние слё зы , и он, не сводя глаз с загорелого улыбающегося лица учительницы, слу шал её рассказ. А руки крепко прижи мали к груди подаренный Ниной Георги евной букварь. Так началось учение Павлика. Восемь лет он леж ал в постели, учился, борол ся с недугом, мечтал. А когда впервые сделал несколько самостоятельных ша гов, то почувствовал, как в сердце его ворвался весь мир, живший до этого за окном больничной палаты. А лександра Петровна, мать Павлика, приехавшая в Крым за сыном, застала его уже совершающим небольшие про гулки. Она привезла его сюда семилет ним мальчиком, а увидела сейчас почти юношу. Привыкшая видеть сына всегда лежа щим, Александра Петровна была пора жена его возбуждённым видом, радост ным блеском глаз. — Мама! Милая! Я хожу! Хожу! — кричал он, обнимая мать. И в этом крике Александра Петровна услышала всё, чем жил мальчик долгие больничные годы: надежду и страдание, радость и восторг, ещё недавнюю боль и торжество большой победы. Павлик торопил мать с отъездом в родной город. Ведь скоро первое сентяб ря, и он, наконец, сможет увидеть насто ящую, живую школу с её весёлым ре бячьим миром, с учителями, с увлека тельными прогулками и экскурсиями,— главное — с хорошей дружбой, о которой он мечтал, которая ему даже снилась... Когда Александра Петровна объявила сыну, что она записала его в женскую школу, он вспыхнул румянцем обиды и оскорблённой гордости. Но, в конце концов, разумные доводы матери и письмо Николая Дмитриевича, профессо ра, лечившего его, заставили Павлика смириться. «Я знаю, Павлик, — писал профес сор, — ты воспримешь предложение мамы учиться с девочками, как обиду. А ведь это — моя мысль. Поверь, дру жок, что иначе нельзя. Мы так долго бо ролись за то, чтобы поставить тебя в строй. Ты всегда был мужественным и настойчивым человеком. Сумей и на этот раз побороть ложный стыд. Я верю в тебя и твою мечту. Верю, что мы вновь встретимся с тобой, но только не как врач и пациент, а как коллеги по работе. Привет тебе от тёти Даши. Она стоит сейчас около меня и чуточку всхлипы вает: скучает...». Так Павлик оказался в нашей школе... Умный, серьёзный и внимательный, он сразу привлёк к себе симпатии всех учителей. Но вскоре начались неудачи и огорчения. Как сейчас помню первое сочинение Павлика. Оно было удиви тельно безграмотным. Именно безграмот ным. Мальчик отлично знал все грамма тические законы и правила, но ему не хватало твёрдых практических навыков, отчего, .собственно, и зависит правильное ' «письмо» наших учащихся. Вынужден ный из-за болезни лежать на спине, Павлик мало тренировал себя. По этой же причине у него, в собственном смыс ле этого слова, не было и почерка. Каждый учитель поймёт, в каком не вероятно тяжёлом положении оказался я. Что делать? Как сообщить мальчику о его беде? Молча отдать ему тетрадь, не сказать в присутствии всего класса об ошибках, и подвергнуть детальному ана лизу недочёты работ других — не страш ней ли это будет удар, чем открытая ре цензия? Иным покажется, что всё это выдуманный страх, дело гораздо проще: поставь оценку — и конец. Надо сказать, что иногда подобный формализм и ме шает учителю, ибо за оценкой в данном случае он забывает главное — личность ученика, мир его чувств. Проставлен ный в ученической тетради балл — не просто оценка. Он оказывает большое воспитательное воздействие, а потому даже отдельное слово в рецензии может или помочь, или, наоборот, испортить дело. Я решил посоветоваться с Верой Дмитриевной, с другими учителями. — Слушайте, Андрей Миронович, а почему бы вам не использовать в этом случае класс, девочек? — сказала Ольга Васильевна, классный руководитель 9 «Б» , где учился Павлик. — Мои де вочки дружны, они обязательно помогут Павлику. Да вот хотя бы Лина Верная... — Пожалуй, Ольга Васильевна пра ва, — заметила Вера Дмитриевна, кото рая , вероятно, решила, что я недоверчи во отнёсся к предложению учительницы, потому что как-то неопределённо пожал плечами. А сделал я это совсем по дру гому поводу, в свой адрес: думая о Дро- нове, я поставил в центре внимания только его и себя, забывая при этом та кую силу, как класс. Подобное случа лось со мной довольно часто: по своей неопытности я верил во всемогущество учителя и искал только в себе возмож ности и пути борьбы с теми или иными слабостями своих воспитанников. Ольга Васильевна же заставила меня ещё раз признаться: всегда и везде ищи опору в коллективе. И в самом деле, как мож но было устранить в судьбе Павлика его новых друзей, особенно таких, как Лина. Маленькая, подвижная, с весёлы ми карими глазами, она была душой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2