Сибирские огни, 1956, № 4

— А если подумать немного серьёз­ ней? Марина, кажется, начинает меня по­ нимать. — Ох, и хитрый вы, Андрей Мироно­ вич! Теперь я вновь становился хозяином положения. В самом деле, мы вдвоём с Мариной «обманули» маленькую девоч­ ку. Обманули ли, однако, мы её? Р а зу ­ меется, нет. Её неопытные руки сделали неуклюжую игрушку, но она верила, что это удивительно красивый корабль, её воображение рисовало, наверное, бог знает какие невероятные приключения, в которых она, капитан и строитель, обя­ зательно победит. А мы, взрослые люди, являющиеся для нее непререкаемым ав­ торитетом, утвердили веру в дерзкую и наивную мечту. — Нет, Маринка, ты не думай, что я хочу «обмануть» тебя, как сделали мы только что с Аннушкой. И я , и Вера Дмитриевна, и Ольга Николаевна, и мно­ гие девочки верят в тебя и хотят помочь найти тебе, если можно так выразиться, свой кораблик. Может быть, сегодня он будет ещё неважный, далеко не совер­ шенный, но разве это главное? Глав­ ное — ты можешь громко и радостно крикнуть: «Я сама, сама!» Слёзы на щеках Маринки давно уже высохли, глаза посветлели, и она довер­ чиво слушала меня. Потом мы рылись в книгах, выбирая нужные для доклада произведения, составляли примерные ва­ рианты будущего её выступления. А ког­ да я вышел проводить девочку до ворот, она задумчиво посмотрела на стопку книг, глубоко вздохнула и, отвернув­ шись от меня, прошептала: — Папа... тоже мне всегда верил... * * * — Кажется, вы нашли к её сердцу маленькую тропинку, — сказала Вера Дмитриевна, слушая мой рассказ о бесе­ де с Маринкой. — Теперь начинайте по­ тихоньку расширять эту тропинку, что­ бы она стала прямой и ясной дорогой. В конце первой четверти, как раз пе­ ред началом контрольных работ, в 10 классе «А» случилось «необычайное происшествие»: Маринка пересела от Вали. Ирина Аркадьевна была в отчая­ нии. Она взволнованно ходила по учи­ тельской и, ни к кому не обращаясь, громко говорила: — Не понимаю! Не понимаю! Валя плачет, уверяет меня, что ничем не оби­ дела подругу, а та даже перестала бы­ вать у неё. Нужно же было случиться всему именно сейчас, когда этому ребён­ ку необходима помощь. Маринка же про­ валит и сочинение, и математику, и фи­ зику, и всё, что угодно! — Этого не миновать, — поддакнула Софья Александровна. — Дружина уже две недели не бывает у меня на консуль­ тации. Правда, она сегодня решила зада­ чу хорошо, но я что-то не верю в её успехи. — По-моему, у вас нет оснований для сомнений, —■заметил я. — Разве нельзя хоть раз положиться на собственные си­ лы Маринки? — Что вы понимаете, Андрей Миро­ нович! — не скрывая раздражения, отве­ тила Ирина Аркадьевна. — Вы знаете Дружину всего каких-то два месяца. А мы ведём её с седьмого класса. И я по- прежнему убеждена, что Маринка не мо­ жет . работать самостоятельно. Не мо­ жет! •— Я думаю, что вы всё-таки непра­ вы, Ирина Аркадьевна, — сказала Вера Дмитриевна. — У нас есть все данные, чтобы доверять Маринке. В конце кон­ цов вас никто не заставлял переводить её в десятый класс. Но почему вы мах­ нули рукой на эту девочку, не видя в ней, как вы однажды выразились, ниче­ го, кроме её глаз? Почему всё, что она делала серьёзно и вдумчиво, вы и Софья Александровна приписывали всегда Ро- модановой? Разве это справедливо? Се­ годня Маринка отвечает дельно по гео­ метрии, а Софья Александровна считает это случайностью, не подумав даже по­ хвалить девочку, ободрить её... Вы по­ смотрите, с какой охотой работает сей­ час Маринка в литературном кружке. Ей поручен один из ответственнейших до­ кладов на диспуте, где будут присутство­ вать сотни ребят. Не слишком ли, това­ рищи, застарело ваше убеждение в бес­ помощности девочки? Софья Александровна покраснела, по­ тому что она действительно отнеслась равнодушно и недоверчиво к ответу Дру­ жиной и даже не попыталась скрыть это­ го в классе. А Ирина Аркадьевна обиде­ лась и, не решаясь спорить с Верой Дмитриевной, весь свой гнев обратила на меня: — Я вижу, вам чрезвычайно хочется быть классным руководителем, вы, ка­ жется, ещё не испытали этого удоволь­ ствия. Однако, пока вы просто учитель, предметник, не пытайтесь рассуждать о том, чего не понимаете. А своими экспе­ риментами на кружке, извините, вы только мешаете мне. Странное поведение Маринки — дело ваших рук. Только про­ шу запомнить: маму Дружиной я вызы ­ вать не буду, когда у Маринки появится по литературе двойка. — Думаю, что этого вам не придётся делать, — возразил я. — Кстати, кру­ жок — не «экспериментальная мастер­ ская» , а одна из форм воспитательной работы в школе. Ну, да это вам извест­ но, пожалуй, лучше, чем мне. И что бы там ни было — Маринку вам на время придётся оставить в покое. Она была больна — когда-нибудь вы поймёте и это — теперь же девочка выздоравли­ вает.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2