Сибирские огни, 1956, № 4

Тем ие менее, соклассницы любили Маринку искренне, от всего сердца, как умеют любить люди в юности. Маринка всегда была желанной в их обществе, они открыто восхищались её ласковым и добрым сердцем. Маринке, однако, от этого легче не было. Некоторые учителя также разделяли убеждение, что Дружина безнадёжна, что сама по себе, без посторонней помо­ щи, она не способна выполнить даже элементарных заданий. Особенно настой­ чиво эту мысль отстаивала Софья А лек­ сандровна, преподавательница математи­ ки в старших классах. Софья Александровна относилась к числу тех учителей, которые самозаб­ венно любят свою науку и только за ней признают право гражданства в шкоЛе. Ученицы любили Софью Александровну и прощали ей грубоватые замечания и реплики, которые она бросала им во время их ответов у доски. Прощали по­ тому, что каждое слово учительницы было наполнено горячей влюбленностью в свой предмет. Но бывали на занятиях Софьи Алек­ сандровны такие минуты, когда, чрез­ мерно увлёкшись, она забывала о клас­ се в целом и работала, как говорят учи­ теля, лишь на сильных учениц. И тогда печальный вздох девочки, не понявшей хода рассуждений Софьи Александров­ ны, приводил её почти в гнев: она, не скрывая раздражения , бросала колкость в адрес непонятливой девочки, но, успо­ коившись, объясняла снова и теперь уже терпеливо работала со всем классом. Обычно после такого урока она уста­ ло садилась на диван в учительской и страдальческим голосом жаловалась: • — Ей непонятен бином... Гм... Опять, наверное, с мальчишкой прогуляла весь вечер... Нет, честное слово, с такими де­ вочками с ума сойдёшь! В числе «таких девочек» часто оказы ­ валась и Маринка. Одно только упоми­ нание имени Дружиной вызывало на лице Софьи Александровны скептиче­ скую улыбку. — Невероятная посредственность! Ей вовек не закончить школы, — безапелля­ ционно заметила она однажды на педа­ гогическом совете, когда зашёл разговор о слабых ученицах-девятиклассницах. — А я не разделяю вашего мне­ ния ,— спокойно заметила Вера Дмитри­ евна, завуч школы, седая полная жен­ щина. — Да, да, не разделяю , Софья Александровна, — повторила она. — И вот почему. Маринка — девочка умная и способная. Вчера она подала мне блестя­ щую работу по психологии. Однако у неё отсутствует воля, настойчивость. И в этом повинны мы. Нужно Маринку во­ одушевить, заставить поверить в соб­ ственные силы. — В самом деле, товарищи, не слиш­ ком ли мы торопимся решать вопрос о способностях наших учениц, — вступил­ ся я. О Маринке мне пришлось уже многое выслушать, изредка случалось наблю­ дать её. Она действительно казалась не­ обычайно беззаботной, но её глаза, се­ рые и большие, иногда как-то задумчиво устремлялись на людей, в то время как всё лицо улыбалось. В эти минуты она была далека от окружающих. Значит, внутри девушки жила какая-то тайная мысль, но Маринка скрывала её от всех. Нужно внимательней заглянуть в душу, расшевелить в ней до сих пор дремав­ шие силы. Так думал я. По этой причи­ не и поддержал Веру Дмитриевну: — Неужели у нас должны быть одни ромодановы, в которых мы не сомнева­ емся, а вот на дружиных надо махнуть рукой. Написала же Маринка толковую работу по психологии. Должна она и ре­ шить задачу по геометрии! — Может быть, всё это и так, — го­ рячась, возразила Софья Александров­ на, — но я не верю. Не верю я в способ­ ности Дружиной. А если у неё и блестя­ щ ая работа, так она списала её у Ромо- дановой, уважаемый Андрей Миронович! Вот это действительно одарённая девоч­ ка. Какой ясный и светлый ум! — Значит, вы совершенно не дове­ ряете Маринке? — вновь спросила Вера Дмитриевна. — Абсолютно. — А вы, Ирина Аркадьевна, что ска­ жете, как классный руководитель? — Видите ли, ■— чуть растягивая сло­ ва, начала Ирина Аркадьевна. — Марин­ ка — хороший ребёнок (Ирина Аркадьев­ на не звала иначе девочек своего клас­ са). Но, пожалуй, Софья Александровна права. Вот уже четыре года я учу Дру­ жину, и, знаете, мне больше нравятся её глаза, чем её ответы. «Что это за характер , в самом де­ ле? — думал я, когда впервые встретил­ ся с Маринкой, как ученицей; а встрети­ лись мы с ней в десятом классе. — Не­ ужели и мне придётся вечно пребывать в страхе перед очередным провалом де­ вочки? Почему она так нервозно ведёт себя во время ответа, когда нет в клас­ се Вали? Может быть, правы Софья Александровна и Ирина Аркадьевна?» Я стал настойчиво искать пути сбли­ жения с Маринкой и был очень обрадо­ ван, когда увидел её имя в списке лите­ ратурного кружка десятых классов. Это давало мне возможность приоткрыть внутренний мир моей воспитанницы, узнать её вкусы. На одном из занятий кружка девочки случайно заспорили о том, что такое счастье, долг, мужество, честь. Волну­ ясь и горячась, каждая пыталась дока­ зать свою точку зрения, но так как спор возник стихийно, ни одна из них не су­ мела ясно и последовательно развить свои мысли. Однако начало большому и откровенному разговору было положено.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2