Сибирские огни, 1956, № 4
Тем ие менее, соклассницы любили Маринку искренне, от всего сердца, как умеют любить люди в юности. Маринка всегда была желанной в их обществе, они открыто восхищались её ласковым и добрым сердцем. Маринке, однако, от этого легче не было. Некоторые учителя также разделяли убеждение, что Дружина безнадёжна, что сама по себе, без посторонней помо щи, она не способна выполнить даже элементарных заданий. Особенно настой чиво эту мысль отстаивала Софья А лек сандровна, преподавательница математи ки в старших классах. Софья Александровна относилась к числу тех учителей, которые самозаб венно любят свою науку и только за ней признают право гражданства в шкоЛе. Ученицы любили Софью Александровну и прощали ей грубоватые замечания и реплики, которые она бросала им во время их ответов у доски. Прощали по тому, что каждое слово учительницы было наполнено горячей влюбленностью в свой предмет. Но бывали на занятиях Софьи Алек сандровны такие минуты, когда, чрез мерно увлёкшись, она забывала о клас се в целом и работала, как говорят учи теля, лишь на сильных учениц. И тогда печальный вздох девочки, не понявшей хода рассуждений Софьи Александров ны, приводил её почти в гнев: она, не скрывая раздражения , бросала колкость в адрес непонятливой девочки, но, успо коившись, объясняла снова и теперь уже терпеливо работала со всем классом. Обычно после такого урока она уста ло садилась на диван в учительской и страдальческим голосом жаловалась: • — Ей непонятен бином... Гм... Опять, наверное, с мальчишкой прогуляла весь вечер... Нет, честное слово, с такими де вочками с ума сойдёшь! В числе «таких девочек» часто оказы валась и Маринка. Одно только упоми нание имени Дружиной вызывало на лице Софьи Александровны скептиче скую улыбку. — Невероятная посредственность! Ей вовек не закончить школы, — безапелля ционно заметила она однажды на педа гогическом совете, когда зашёл разговор о слабых ученицах-девятиклассницах. — А я не разделяю вашего мне ния ,— спокойно заметила Вера Дмитри евна, завуч школы, седая полная жен щина. — Да, да, не разделяю , Софья Александровна, — повторила она. — И вот почему. Маринка — девочка умная и способная. Вчера она подала мне блестя щую работу по психологии. Однако у неё отсутствует воля, настойчивость. И в этом повинны мы. Нужно Маринку во одушевить, заставить поверить в соб ственные силы. — В самом деле, товарищи, не слиш ком ли мы торопимся решать вопрос о способностях наших учениц, — вступил ся я. О Маринке мне пришлось уже многое выслушать, изредка случалось наблю дать её. Она действительно казалась не обычайно беззаботной, но её глаза, се рые и большие, иногда как-то задумчиво устремлялись на людей, в то время как всё лицо улыбалось. В эти минуты она была далека от окружающих. Значит, внутри девушки жила какая-то тайная мысль, но Маринка скрывала её от всех. Нужно внимательней заглянуть в душу, расшевелить в ней до сих пор дремав шие силы. Так думал я. По этой причи не и поддержал Веру Дмитриевну: — Неужели у нас должны быть одни ромодановы, в которых мы не сомнева емся, а вот на дружиных надо махнуть рукой. Написала же Маринка толковую работу по психологии. Должна она и ре шить задачу по геометрии! — Может быть, всё это и так, — го рячась, возразила Софья Александров на, — но я не верю. Не верю я в способ ности Дружиной. А если у неё и блестя щ ая работа, так она списала её у Ромо- дановой, уважаемый Андрей Миронович! Вот это действительно одарённая девоч ка. Какой ясный и светлый ум! — Значит, вы совершенно не дове ряете Маринке? — вновь спросила Вера Дмитриевна. — Абсолютно. — А вы, Ирина Аркадьевна, что ска жете, как классный руководитель? — Видите ли, ■— чуть растягивая сло ва, начала Ирина Аркадьевна. — Марин ка — хороший ребёнок (Ирина Аркадьев на не звала иначе девочек своего клас са). Но, пожалуй, Софья Александровна права. Вот уже четыре года я учу Дру жину, и, знаете, мне больше нравятся её глаза, чем её ответы. «Что это за характер , в самом де ле? — думал я, когда впервые встретил ся с Маринкой, как ученицей; а встрети лись мы с ней в десятом классе. — Не ужели и мне придётся вечно пребывать в страхе перед очередным провалом де вочки? Почему она так нервозно ведёт себя во время ответа, когда нет в клас се Вали? Может быть, правы Софья Александровна и Ирина Аркадьевна?» Я стал настойчиво искать пути сбли жения с Маринкой и был очень обрадо ван, когда увидел её имя в списке лите ратурного кружка десятых классов. Это давало мне возможность приоткрыть внутренний мир моей воспитанницы, узнать её вкусы. На одном из занятий кружка девочки случайно заспорили о том, что такое счастье, долг, мужество, честь. Волну ясь и горячась, каждая пыталась дока зать свою точку зрения, но так как спор возник стихийно, ни одна из них не су мела ясно и последовательно развить свои мысли. Однако начало большому и откровенному разговору было положено.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2