Сибирские огни, 1956, № 4
А. ФАЙБУШЕВИЧ Н а ш е счастье (Из записок уч ите ля ) М а р и н к а В школе её иначе не называли . Даже учителя, собравшись на педагогический совет, говорили не о Марине Дружи ной, а о Маринке. Трудно было не заме тить среди других старшеклассниц вы сокую, стройную девочку с толстыми зо лотистыми косами, живыми, простодуш но глядевшими вокруг серыми глазами. Весёлая, озорная, она близко сходилась со многими своими сверстницами. Но самой лучшей её подругой была В аля Ромоданова, которая, казалось, была создана для того, чтобы гасить буйный избыток жизненных сил, рвущийся из темпераментной и порывистой Маринки. Суждения Вали поражали недетской зр е лостью и широтой взглядов. Подружились девочки ещё в седьмом классе. И с тех пор стали неразлучны : даже сидели на одной парте. Но в друж бе их был тот порок, который возникает порой в результате взаимного обожания, когда двое перестают видеть собствен ные слабости, прощают друг другу то, чего никогда не решились бы простить остальным. Именно так и случилось с Валей и Маринкой. Живой и общительный характер Ма ринки помогал ей идти по жизни легко, не ощ ущ ая трудностей и забот. Дома её безумно любили, и каждое желание де вочки выполнялось. Постепенно Марин ка становилась беззаботной, легкомыс ленной и капризной, привыкающей по лучать всё в жизни, не затрачивая на это собственных усилий. От эгоизма её спасала удивительная искренность отно шений к окружающим и душевная доб рота. Д арья Антоновна, мать Маринки, очень обрадовалась, когда дочь впервые привела в их дом новую подругу. Ей ка залось , что серьёзная и вдумчивая Валя поможет стать Маринке более настойчи вой и самостоятельной. Отец Маринки погиб на фронте, сама Д ар ья Антоновна была вечно зан ята работой-в управле нии дороги, а бабушка баловала свою внучку. Бы в а я на родительских собраниях, Д ар ь я Антоновна часто слыш ала тёплые отзывы учителей о Вале, как о способ ной, одарённой ученице, волевой девоч ке, поэтому выбор дочери был одоб рен ею. Действительно, Маринка ш ла за Ва лей во всём. Но в этой безотчётной до верчивости были и губительные зёрна: если дома она не встречала сопротивле ния своим желаниям , то и в дружбе с Валей она не была равноправной — за неё додумывала подруга. Не сумев при готовить во-время уроки, Маринка беж а л а к Вале, и та охотно делилась своим трудом, искренне полагая , что так и дол жна поступить. Постепенно в душу Маринки вкрады валась неуверенность в своих силах, привычка идти только туда, куда пове дут её другие. И поняла она это совсем, казалось бы, в пустяковом случае . К ней пришла двоюродная сестрёнка — десятилетняя Наташа. Гостья попросила Маринку объяснить ей задачку , которая никак не давалась четырёхкласснице. В самом деле, почему бы не помочь этой беленькой маленькой девчушке, которая с такой надеждой смотрит на неё: ведь старш ая сестра уж е учится в десятом классе! Но задача не получалась. Было так стыдно глядеть в лицо Наташки! «Если бы здесь была Валя , она, навер ное бы, моментально всё объяснила!» — с тоской подумала Маринка. После этого она решила самостоятель но наверстать упущенное, не прибегая к посторонней помощи. Однако попытки эти ни к чему не привели: не хватало терпения, и Маринка, прячась от домаш них и Вали, горько и безутешно плака ла. Никто не пытался вселить в неё у ве ренность, сказать бодрое и увлекающ ее «вперёд» , наоборот, многие давно реши ли, что без Вали она ничего не сможет сделать. Когда в классе заходил р а з говор о каком-либо ответственном меро приятии, девочки, как будто сговорив шись, обходили молчанием имя Марин ки, а если кто-то и пы тался рекомендо вать её, то это воспринималось, как шутка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2