Сибирские огни, 1956, № 3
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ знакомится не с замыслом, а с художест венным произведением, ценность которо го заключается не в общей правильной схеме, а в конкретном, поэтическом во площении той или иной, разумеется, правильной, идеи. Г. Колесникова в статье «Правдивая картина жизни» (О романе С. Сартакова «Хребты Саянские») прослеживает твор ческую эволюцию писателя и связанные с ней изменения, которые вносились в новые части романа и последующие его' редакции. Г. Колесникова правильно подметила ряд особенностей психологи ческого раскрытия отдельных персона жей у Сартакова, своеобразие его пейза жей. Очерк написан хорошим слогом. Портят его, как и многие другие очерки сборника, общие места, беглые замеча ния «по поводу». После краткого тематического пере сказа критик в одном месте делает та кой серьёзный вывод: «Так Сартаков правдиво отобразил ход развития капи тализма в Сибири: творчески осмысли вая традиции великой русской литера туры, создал типические образы дельцов капиталистического мира» (стр. 76). В этом можно убедиться, если про честь роман. Но сделанный вывод никак не вытекает из предшествующих рассуж дений автора очерка. Беглостью отличаются и отдельные замечания Г. Колесниковой в адрес С. Сартакова. Например: «Все эти герои были бы ещё интереснее, если бы автор глубже вник в их внутренний мир...» (стр. 76). Или: «Образ Лизы мог бы быть ещё интереснее, если бы автор психо логически углубил его ...» (стр. 81). Удачно проанализирован в очерке пейзаж. Неправомерным в этой части представляется лишь выделение отдель ных пейзажей в искусственный разряд авторских отступлений (стр. 84). Очерк И. Арамилева «На верном пу ти» производит несколько странное впе чатление в сборнике. Посвящённый та лантливому поэту А. Смердову, он на поминает небрежную отписку. Критик во многих местах старается, например, до казать, что А . Смердов писал правиль но, не искажал действительности (стр. 136 , 143). Но для чего это делается, не понятно. Стихи поэта говорят об этом лучше, чем подобные комментарии. При этом сами комментарии выглядят иногда весьма «оригинально». И. Арамилев на стр. 136 пишет: «Выдающийся опытник- мичуринец омский профессор А. Д. Ки- зюрин создал для северо-востока форму стелющихся садов. Яблони, по системе А. Кизюрина, сажают наклонно, побеги пригибают к земле рогульками. На зиму ветки засыпают снегом». Вероятно, всё здесь верно. Но какое это имеет непосредственное отношение к поэзии? Критик поставил перед собой важную проблему — поэт и жизнь, но не спра вился с ней. Аналогичный вопрос затронут и в единственной, в сущности, проблемной статье сборника «Поэзия и жизнь», при надлежащей А. Абрамовичу. Автор, ана лизируя поэзию И. Молчанова-Сибирско- го, Инн. Луговского, Ю. Левитанского и др., говорит о взаимоотношении содер жания и формы. Он правильно замечает, что «нельзя стандартные элементы в со держании объяснять только и прежде всего стандартными приёмами оформле ния» (стр. 154). Стандартизация в содер жании стихов объясняется прежде всего недостаточным проникновением худож ников в сложные процессы действитель ности. Ценность статьи — в сочетании кон кретных вопросов творчества иркутских поэтов с общетеоретическими пробле мами. Обзор сборника приводит к выводу, что его проблематика, состав и структу ра представляют тот фундамент, на котором при более тщательной работе с авторами можно было бы создать вполне доброкачественный коллектив ный труд. Но в настоящем виде ему не хватает завершённости. Это касается прежде всего монографических работ об отдель ных произведениях. Здесь помощь кри тикам могло бы оказать внимательное и строгое редактирование. Просчёты в обзорных статьях в боль шинстве связаны с общей нечётностью методики анализа художественного сти ля. Но это не снимает ответственности с авторов, которые пошли по линии наи меньшего сопротивления. Думается, что такого рода издания должны осуществляться редакционным коллективом. Коллегиальное составле ние и редактирование, несомненно, по могли бы устранению большинства недо статков сборника и тем самым повысили бы его теоретический уровень и усилили практическую действенность. В. Одинокое.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2