Сибирские огни, 1956, № 3
природа, как проблема художественная, не может быть сведена целиком к жиз ненной проблеме преобразования приро ды в процессе труда. В статье встречаются и явно ошибоч ные утверждения. На стр. 129 говорит ся: «Однако эти очерки, как и охотничьи рассказы, проигрывают от того, что в них не раскрыто богатство духовной жизни героев, их своеобразие, индивиду- • ольность. Они даны только в отношении к природе, в труде. Недостаточно пока заны их отношения друг к другу , широ та и государственность мышления, свой ственного советскому человеку». Но разве отношения человека к при роде, его труд препятствуют раскрытию богатств духовной жизни, своеобразия, широты государственного мышления? Три статьи сборника представляют монографические исследования отдель ных произведений. Написаны они по сравнению с предыдущими более обстоя тельно. Критики стремятся к детально му анализу материала и теоретическим обобщениям. Эти работы строятся из та ких элементов, которые служат основой всякого полноценного критического труда. В начале сборника помещён моногра фический очерк В. Трушкина «Эпопея борьбы и труда» (Об идейно-художест венных особенностях романа Г. Маркова «Строговы»), Отмечая стремление Г. Маркова под чинить основному идейному замыслу всю внешнюю образную систему рома на — композицию, пейзаж и пр., В. Трушкин избирает соответствующий план разбора, дающий возможность про следить идейные и художественные осо бенности «Строговых» в их единстве. Напрасно только введён в работу заклю чительный раздел, в котором специаль но говорится о мастерстве писателя. Это вызвало неизбежные повторения и нару шило логическую стройность работы. Оправданным было бы выделение лишь некоторых вопросов, в частности, автор ской речи. В статье много точных наблюдений, верных замечаний. Привлекают внима ние характеристики Анны и деда Фишки. Интересно дано сопоставление деда Фишки и Щукаря. В обрисовке внутрен него мира Анны В. Трушкин подчёрки вает близость художественных приёмов Г. Маркова к толстовскому методу рас крытия «диалектики души». Следовало бы только подробней обосновать этот тезис, сделать его более доказательным. Статья Н. Флоровой «Сила народа» ставит задачу исследовать проблемати ку и художественные приёмы в пьесе П. Маляревского «Канун грозы». Выявляя реальную историческую кан ву пьесы, Н. Флорова устанавливает ряд действительных лиц и фактов, положен ных драматургом в основу своего произ ведения. Однако эмпирическое сопостав ление реальных событий с художествен ным их изображением в «Канун грозы» не раскрывает своеобразия творческого их осмысления и претворения. Замеча ние о том, что Маляревский для боль шой художественной выразительности «выбирал наиболее яркие исторические факты, иногда смещал их во времени, не искажая, однако, при этом их смыс ла» (стр. 53), не может возместить необ ходимого подробного разговора на э т у тему. Ничем не оправдана и, встречающаяся при анализе художественного мастерства П. Маляревского тезисная форма изло жения. Образы людей из народа выписаны драматургом ярко и любовно. Каждое лицо, действующее в массе, имеет свой- индивидуальный характер, свою судь бу... Драматургу удалось показать красо ту души простого русского человека че рез самые различные в индивидуальном- отношении характеры. При создании речевых характеристик рабочих драматург широко пользовался словами народно-разговорного русского языка, простого, но в то же время очень, образного и красочного. На речи многих персонажей пьесы лежит печать напев ности и поэтичности богатейшего русско го фольклора, чем подчёркивается кра сота души простого русского человека. Особенно в этом отношении замечателен рассказ Никиты о думах народных, о Ленине (третья картина) и его размыш ления о судьбах России, о её богатст вах: «Корысть кругом, несправедливость. (Оглянулся кругом). А земля велика и- богата, и жить на ней можно правильно. Ведь сколько, поди, в этих горах да рас падках всего таится. И всё для чело века. Поскорее бы всё это, всю Россию- да в настоящие руки...» (стр. 6 5— 66). Декларативность этого отрывка оче видна. Единственный пример, выбран ный для подтверждения мысли автора,, выбран весьма неудачно. В пьесе «Ка нун грозы» очень много элементов уст ного народно-поэтического творчества, но приведённый образец к ним никакого- отношения не имеет. Отдельные недостатки есть и в ком позиционно-логическом построении ста тьи. Так, характеристика Фёдорова по мещена в особом разделе, в связи с проблемой организующей роли партии, а характеристики Ерёмина, Демчинова и некоторых других персонажей даются вместе с наблюдениями над сюжетно композиционными особенностями пьесы. Подчас принципиальность оценок сма зывается обтекаемостью формулировок. «Образ учительницы Светловой... ин тересно задуман автором...», -v- пишет Н. Флорова. И тут ж е добавляет: «Он выписан сухо, неинтересно» (стр. 68). Читатель не делает скидок на хоро ший замысел при плохом исполнении. Он
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2