Сибирские огни, 1956, № 3
В печати много раз говорилось об от ставании критики. Это справедливо и в отношении сибирских критиков. Правда, в последние годы заметно некоторое оживление, признаком которого являет с я выход в свет нескольких сборников критических статей в Иркутске, Новоси бирске, Тюмени. В 1 9 5 4 году издан второй выпуск ■сборника критических очерков «Писате- .ли советской Сибири»1. Он посвящён творчеству сибирских прозаиков и поэтов (Г. Маркову, П. Ма- ляревскому, Н. Устиновичу, Г. Кунгуро- ву, А. Смердову и др.). Читателю пред лагаются критико - библиографические очерки, монографические и проблемные статьи. Различные цели и задачи, по ставленные авторами, обусловили разно образие типов работ. Соединение их в одном сборнике не вызывает принципи альных возражений, так как действен ность критической статьи зависит не от объёма материала и его детализации, а от точности наблюдений, убедительности аргументации, глубины выводов. Однако если под таким углом зрения рассмотреть обзорные статьи сборника, то в них можно обнаружить значитель ные недостатки. Е. Макарова дала краткий обзор твор чества Г. Кунгурова. Очерк заслуживает внимания подбором и систематизацией ■большого материала, знакомящего чита теля с творческим портретом писателя. Но ценность очерка значительно сни жается из-за того, что при анализе ма стерства изучаемого автора почти совер шенно отсутствует необходимая доказа тельность. Это особенно заметно при разборе языковых средств. На стр. 99 читаем: «Автору удалось передать характерные особенности кра сочной, поэтической речи эвенков — её афористичность, изобилие иносказаний, сравнений, лаконичность...». И к этому не приведено ни одного примера. О пер сонажах рассказа «Роса» критик пишет: «В индивидуализированной речи каждо го из них (героев — В. О.) раскрывают ся их характеры ...» (стр. 108). И снова не показано, как это сделано в рассказе, хотя образцов индивидуализированной речи можно найти в нём очень много. Попутно следует обратить внимание критика на одну теоретическую неточ ность в рассуждении о типизации. «Обыкновенные факты, — пишет Е. Ма карова, — лежащие в основе всех расска зов, представлены в таком освещении, согреты таким искренним чувством и на полнены такой значительной мыслью, что вырастают в типические обобщения» (стр. 109). 1 Сб. « П и с а т е л и с о в е т с к о й С и б и ри» . Вып. II. Иркутское книжное издатель ство, 1954, 174 стр. Первый сборник выпу- лцен там же в 1952 г. Типичность факта здесь , таким обра зом, ставится в полную зависимость от идейного и эмоционального окружения. Но ведь самый выбор факта есть уже одна ступень к типизации. Кроме того, эмоциональность не ведёт к типизации. Чувство, эмоция в любом «градусе» б е з различны к типическому. Дальше Е. Ма карова сама справедливо замечает, что «серьёзное знание жизни и быта мон гольского народа помогло автору ото брать из многообразных жизненных яв лений важное, нужное, типическое, в не значительных, на первый взгляд, фак тах увидеть рождение нового» (стр. 1 1 3— 114). Второй обзорный очерк принадлежит А . Малютиной. Он написан о Николае Устиновиче и озаглавлен «Певец сибир ской природы». Несмотря на чётко сформулирован ную задачу, критик в дальнейшем забы вает о ней, включая материал, не отно сящийся к указанной проблеме. Так, весь IV раздел , занятый разбором рома на «Маяк в степи», не имеет логической связи с предыдущими частями, да и на писан он небрежно, «скороговоркой». Такая «скороговорка» заметна и в дру гих частях работы. Нередко передаётся лишь общее впечатление от произведе ния: «Прекрасен рассказ «Лебединая дружба» (стр. 122), «Правдив и убеди телен рассказ «Казарки» (стр. 122), «Поучителен и рассказ «Волк» (стр. 123), «А вот необыкновенно яркий рас сказ «На току» и т. п. Анализ ж е подменяется или переска зом содержания, или замечаниями, ко торые могут быть отнесены ко многим писателям: « ...Его (Устиновича. — В. О.) рисунок сжат и точен, язык правилен и вырази телен. Из коротких и ясных фраз скла дываются картины природы» (стр. 124). Или: «Сюжеты рассказов просты, ясны, хорошо укладываются в сознании чита теля» (стр. 125). Хотелось бы сделать по статье и не которые частные замечания. А . Малюти на затрагивает интересную проблему связи человека и природы в рассказах Н. Устиновича. Критик пишет: «Приро да представлена Устиновичем чаще все го в связи с человеком, в его отношении к ней: советские люди любят природу, берегут её сокровища. Обычно эти связи определяются через труд» (стр. 126). Перечислив ряд рассказов писателя, автор замечает: «К сожалению, люди здесь часто пассивны, они скорее допол няют картины природы, приспособляют ся к ней, нежели подчиняют её» (стр. 126). Отмеченная выше проблема понимает ся критиком вне её художественной спе цифики: внимание обращается только на то, что изображается. При этом А. Малютина забывает, что человек и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2