Сибирские огни, 1956, № 3
вать образ любимого командира, поэт пи шет: Он умён был, опытен и смел, Каждый стать таким, как он, хотел. Сказать так о человеке — значит не сказать ничего. Не для сравнения, а для пояснения своей мысли приведу две строчки из «Бородино» Лермонтова, где также даётся характеристика командира. Полковник наш рождён был хватом, Слуга царю, отец солдатам. В чём здесь дело? Почему в одном слу чае перед нашим мысленным взглядом не возникает облика человека, тем бо лее командира, а во втором он настоль ко конкретен, что можно писать портрет? Ю. Гольдман оперирует умозрительны ми категориями, в то время, как сущ ность поэзии — мыслить образами. По- сча-стью стихов, подобных «Братству» , в сборнике немного. В следующем разделе «На Западе» мы не встречаем ни свежих тем, ни искренних, непосредственных интона ций предыдущего. В общем неплохое впечатление оставляют стихотворения «Танк», «У метро на Шведенплатце», «9 мая 1945 года», «На Д унае» , хотя и в них в той или иной степени сказывают ся общие для творчества Ю. Гольдмана недостатки. Здесь , более чем в других разделах, чувствуется подражатель ность. Поэт подражает раннему Маяков скому: Только мнения я другого, не в подкове дело. Мы сами под румынской деревней Подковой счастье брали в бою штыками!.. Интонации В. Брюсова «урбанистическо го» периода слышатся в стихотворении «У метро на Шведенплатце»: Но проходит мимо город, мельком бирку прочитав. А на струнах — стонет голод и рыдает нищета. Повидимому, стихи этого раздела — ранние, написанные не без влия ния любимых поэтов. В дальнейшем Ю. Гольдман уже значительно самостоя тельнее. Судя по тематике (указаний на даты почему-то нет), стихотворения цикла «На Востоке» относятся к наиболее позднему периоду. Автор стремится расширять круг тем, у него появляются новые инто нации, раздумья над жизнью. Поэт рассматривает винтовку с ино странным клеймом. С ней интервент, уроженец далёкой Небраски, «как шакал», ходил по Забайкальской земле. Чужая винтовка теперь в музее , а для наших мы «не шалеем ни ласки, ни смазки ...» «Хорошо ли усвоили это в Не браске?» — заключается стихотворение. Размышляя над названием сурового сибирского хребта — «Яблоновый», ав тор восклицает: Мы не будем названия гор забайкальских менять — мы изменим родимого края природу! Раздумиями о Родине, о труде, о лю бимой в стихотворении, посвящённом Семёну Гудзенко, заключается сборник. Радует возрастающее мастерство по эта, ряд поэтических находок. Вот при меры: Луч солнца — и тот по-пластунски с востока подполз к высоте. В лаконичном описании пейзажа есть конкретность, есть атмосфера насторо жённости, в которой находится погранич ник-солдат. Другой пейзаж: ...пеленой дождя занавешана нескончаемая тайга. И в эту погоду самолёт доставил из- Москвы матрицы свежей газеты. Проводница в штапельном платьице, вмиг обвиснувшем от дождя, осторожно выносит матрицы, словно мать —: дорогое дитя. Хочется пожелать молодому способно му поэту деятельнее вмешиваться «в са мую гущу жизни», глубже осмысливать её явления, неустанно работать над обо гащением языка, добиваться, чтобы каж дое стихотворение становилось своего рода «поэтическим открытием». J1. Алтаев. , , ПИСАТЕЛИ СОВЕТСКОЙ СИЬИРИ“ В Сибири живёт и трудится большой отряд советских писателей. Произведе ния многих из них известны не только у нас, но и за рубежом . Ежегодно создаются новые романы, повести, поэмы, стихотворения; пополня ются новыми кадрами ряды сибирских художников слова. В связи с этим на местных литератур ных критиков уюжится большая ответ ственность, которая возрастает в связи с тем, что центральная печать уделяет недостаточное внимание литературе кра ёв и областей. Критика должна быть соединительным: звеном между читателем и писателем. Своими взыскательными, но справедли выми замечаниями он может способство вать идейно-эстетическому воспитанию широких масс советских читателей и вместе с тем помогать писателю в его творческом росте. Но такая задача тре бует от критика напряжения всех сил его ума и таланта, тщательной и проду манной работы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2