Сибирские огни, 1956, № 3

вать образ любимого командира, поэт пи­ шет: Он умён был, опытен и смел, Каждый стать таким, как он, хотел. Сказать так о человеке — значит не сказать ничего. Не для сравнения, а для пояснения своей мысли приведу две строчки из «Бородино» Лермонтова, где также даётся характеристика командира. Полковник наш рождён был хватом, Слуга царю, отец солдатам. В чём здесь дело? Почему в одном слу­ чае перед нашим мысленным взглядом не возникает облика человека, тем бо­ лее командира, а во втором он настоль­ ко конкретен, что можно писать портрет? Ю. Гольдман оперирует умозрительны­ ми категориями, в то время, как сущ ­ ность поэзии — мыслить образами. По- сча-стью стихов, подобных «Братству» , в сборнике немного. В следующем разделе «На Западе» мы не встречаем ни свежих тем, ни искренних, непосредственных интона­ ций предыдущего. В общем неплохое впечатление оставляют стихотворения «Танк», «У метро на Шведенплатце», «9 мая 1945 года», «На Д унае» , хотя и в них в той или иной степени сказывают­ ся общие для творчества Ю. Гольдмана недостатки. Здесь , более чем в других разделах, чувствуется подражатель­ ность. Поэт подражает раннему Маяков­ скому: Только мнения я другого, не в подкове дело. Мы сами под румынской деревней Подковой счастье брали в бою штыками!.. Интонации В. Брюсова «урбанистическо­ го» периода слышатся в стихотворении «У метро на Шведенплатце»: Но проходит мимо город, мельком бирку прочитав. А на струнах — стонет голод и рыдает нищета. Повидимому, стихи этого раздела — ранние, написанные не без влия­ ния любимых поэтов. В дальнейшем Ю. Гольдман уже значительно самостоя­ тельнее. Судя по тематике (указаний на даты почему-то нет), стихотворения цикла «На Востоке» относятся к наиболее позднему периоду. Автор стремится расширять круг тем, у него появляются новые инто­ нации, раздумья над жизнью. Поэт рассматривает винтовку с ино­ странным клеймом. С ней интервент, уроженец далёкой Небраски, «как шакал», ходил по Забайкальской земле. Чужая винтовка теперь в музее , а для наших мы «не шалеем ни ласки, ни смазки ...» «Хорошо ли усвоили это в Не­ браске?» — заключается стихотворение. Размышляя над названием сурового сибирского хребта — «Яблоновый», ав­ тор восклицает: Мы не будем названия гор забайкальских менять — мы изменим родимого края природу! Раздумиями о Родине, о труде, о лю­ бимой в стихотворении, посвящённом Семёну Гудзенко, заключается сборник. Радует возрастающее мастерство по­ эта, ряд поэтических находок. Вот при­ меры: Луч солнца — и тот по-пластунски с востока подполз к высоте. В лаконичном описании пейзажа есть конкретность, есть атмосфера насторо­ жённости, в которой находится погранич­ ник-солдат. Другой пейзаж: ...пеленой дождя занавешана нескончаемая тайга. И в эту погоду самолёт доставил из- Москвы матрицы свежей газеты. Проводница в штапельном платьице, вмиг обвиснувшем от дождя, осторожно выносит матрицы, словно мать —: дорогое дитя. Хочется пожелать молодому способно­ му поэту деятельнее вмешиваться «в са­ мую гущу жизни», глубже осмысливать её явления, неустанно работать над обо­ гащением языка, добиваться, чтобы каж­ дое стихотворение становилось своего рода «поэтическим открытием». J1. Алтаев. , , ПИСАТЕЛИ СОВЕТСКОЙ СИЬИРИ“ В Сибири живёт и трудится большой отряд советских писателей. Произведе­ ния многих из них известны не только у нас, но и за рубежом . Ежегодно создаются новые романы, повести, поэмы, стихотворения; пополня­ ются новыми кадрами ряды сибирских художников слова. В связи с этим на местных литератур­ ных критиков уюжится большая ответ­ ственность, которая возрастает в связи с тем, что центральная печать уделяет недостаточное внимание литературе кра­ ёв и областей. Критика должна быть соединительным: звеном между читателем и писателем. Своими взыскательными, но справедли­ выми замечаниями он может способство­ вать идейно-эстетическому воспитанию широких масс советских читателей и вместе с тем помогать писателю в его творческом росте. Но такая задача тре­ бует от критика напряжения всех сил его ума и таланта, тщательной и проду­ манной работы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2