Сибирские огни, 1956, № 3
на своего старшину, пришедшего в клуб под руку с молодой женой. Прибыло пополнение, возле штаба стоят «чуточку неуклюжие парни». Бы валый солдат с лукавой иронией смот рит на них и вспоминает, что и сам был недавно таким же. Чем привлекательны для нас стихо творения этого раздела? Прежде всего, светлым, оптимистическим чувством, за ключённым в них. Свежесть стилю при даёт введение целого ряда, казалось бы, совсем «непоэтических» слов, таких, как: «гильза», «рация», «стенд отличников», «дневальный», «котловое довольствие», «каптёрка», введение солдатских быто вых выражений и поговорок, таких, как: «не положено форму нарушать», «через день — на ремень», «солдат спит, а служба идёт», «выделить расход» и т. п. Уместно используются разговорные фра зы, такие, как: «...служба — службой. Так что на дневальстве, чтобы ты мне не писал стихов!..» Просторечные выра жения: промокший под дождём дневаль ный весело кричит: «Теперь порядочек! Нормально! Богатый будет урожай!» Встречаются неплохие строчки: возвра тившегося со службы сержанта никто не поднимет уже « за пятнадцать сладчай ших минут до подъёма. Эти «пятнадцать минут» чувствуешь, ощущаешь благода ря точно найденному эпитету. Я посылку открываю ножиком. Нетерпенье трудно удержать. А в посылке... А в посылке — коржики, те, что печь умеет только мать. Волнение солдата, для которого по сылка матери, не просто коржики, пере дано непосредственно и трогательно. У лирического героя поэта есть рас полагающие черты, он наблюдательный, благожелательный, чуть ироничный че ловек. Однако названными качествами исчер пываются, к сожалению, достоинства стихов этого цикла. В своей основной массе они многословны, приблизитель ны, зачастую неглубоки по мысли, по рой им недостаёт мужественности, сдер жанности. Трудно назвать хотя бы одно стихо творение, в котором не было бы бросаю щихся в глаза недостатков. Вот одно из лучших, довольно интерес ных по замыслу стихотворений «Дождь». В нём всего двенадцать строк. Уже вто рая строфа явно неудовлетворительна: Он (дождь) сразу всё собой заполнил •и , ударяя в жесть грибка, Прошил суровой ниткой молний разорванные облака. Сравнение ослепительной вспышки молнии с серой суровой ниткой неудач но. Противоестественно приписывать дождю , этому потоку воды, способность испускать молнии. В стихотворении «О пословице» есть такие строки: . . . с к а ж е т эдак солидно: «Да. в службе бывали дела...» И д о б а в и т с улыбкой, которая лаской согрета: «Существо нашей службы — да что мне о том г о в о р и т ь : — Ведь ещё до меня очень верно с к а з а л и об этом: «Если службу служить — это значит душой не кривить!» Ну можно ли так неэкономно расходо вать слова? «Скажет», «говорить», «ска зали», «добавит»... Вместо того, чтобы одним точным эпитетом дать определе ние слова «улыбка», автору понадоби лось ввести целое придаточное предло жение. Краткое солдатское изречение «службу служить — душой не кри вить» — добавлением слов «если», «это значит» превращается в неуклюжее, гро моздкое образование. Не находя нужных, точных слов, ав тор заменяет их приблизительными, по рой просто беспредметными. Что нового мы узнаём о том чувстве, которое опреде ляется словом «особенное»?. У Ю. Гольд- мана солдат вспоминает командиров с чувством «особенным», солдатские лица «вспыхивают о с о б е н н о й лаской». Слишком частое повторение эпитета «родной» снижает его значение, делает большое чувство, заключённое в нём, за урядным: «край р о д н о й», «Мои командиры р о д н ы е » , песня — «р о д- н а я » , « р о д и м а я рота моя»... Оче видно этот случай имел в виду В. Ма яковский, когда писал: Слова у нас, до важного самого, в привычку входят, ветшают, как платье. Восходящее солнце, символизирую щее освобождение от гнёта, повторяется и в стихотворении «Подарок» и, д в а ж ды , в стихотворении «Беседа у карты», превращаясь таким образом в стандарт ный приём. Так же стандартным пред ставляется постоянное повторение мета форы «боевая страда», «военная стра да». Особенно хочется предостеречь моло дого автора от повторения ошибки, допу щенной в стихотворении «Братство». Опасность тем более велика, что внешне здесь всё благополучно — чёткий четы рёхстопный хорей, последовательно вы держанный ассонанс, хорошая мысль о дружбе командиров и солдат Советской Армии. Кажется, всё благополучно, и всё-таки это не поэзия, не художественное произ ведение. Скорее всего, это — зарифмо ванный протокол: Я комбата вынес из огня. Через месяц спас комбат меня. И далее в этом стиле. Желая нарисо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2