Сибирские огни, 1956, № 3

Иринка оказалась очень терпеливой и серьёзной в проверке своих чувств, воз­ никших к Якову Шатрову. Бывший мо­ ряк, потерявший на фронте ногу, стано­ вится превосходным другом и товари­ щем на всю нсизнь. Шаг за шагом автор вскрывает глубо­ кие переживания Лизы, очень тактично, светлыми мазками описывает неожидан­ ную встречу с Максимом Говоровым — инженером торфоразработок. Она впервые и по-настоящему полюбила. З а ­ вязывается очень сложная жизненная коллизия: — «Любить — преступление? А оставаться с этим человеком (Аркади­ ем), не любя его, — не преступление?» — раздумывает Лиза. Начинается на­ пряжённая душевная борьба с собой, с трудностями, с людьми, которым многое из человеческих отношений непонятно. Отношения героев описаны прозрачно, в тёплых и точных тонах, без нажима. Люди выписаны Н. Толмачёвой живопис­ но. Не только виден их внешний облик, привычки, но вместе с ними страдаешь их переживаниями, веришь в их мечту. Молодая писательница имеет неоспори­ мое качество — писать убедительно. Она не только поставила важный вопрос о семейных отношениях, но и правильно разрешила его. Язык повести простой, без «красивостей». Очень удачны и вы­ разительны описания природы, не затем­ няющие, а обогащающие переживания героев. К недостаткам мастерства Н. Толма­ чёвой следует отнести диалоги, которые не всегда и везде выразительны. Они написаны каким-то нивелированным язы­ ком и поэтому часто звучат слишком книжно. Между тем в диалоге особенно проявляется характер того или иного человека — каждый вносит в строй сво­ ей речи присущую ему индивидуаль­ ность. Используя эту особенность речи, можно усилить образность и красочность повествования. Работа над словом самая тяжёлая, но и самая для писателя необ­ ходимая. Второе, на что следует обратить вни­ мание молодой писательницы, — это ми­ молётное знакомство с торфоразработ­ ками, производство дано внешне. Мы не сторонники описаний технических про­ цессов. Но в книге не чувствуется глу­ бокой романтики труда. Между тем это обогатило бы повесть и сделало бы её более сочной и увлекательной. Н. Толмачёвой предстоит ещё много приложить усилий к овладению закона­ ми литературного мастерства, помня, что «первая ласточка весны не делает». Но и то, что она написала, даёт нам право говорить, что она серьёзно и сознательно относится к своей работе, она умеет вы­ разительно показать жест и позу своих персонажей, сжиться со своими героями и показать их внутренний мир. ТОЧНЕЕ, ГЛУБЖЕ, АКТИВНЕЕ! ...не жаждал поэтических открытий, а требовал, чтоб было от души. В этих строках — творческое кредо автора1. Поэт стремится говорить своим голосом «от души», и это хорошо. Но правильно ли не стремиться к «поэтиче­ ским открытиям»? Правильно, если под этим понимать ухищрения в форме. Од­ нако не является ли подлинным откры­ тием — умение точными, лаконичными средствами языка, размера, ритма, инто­ национной выразительностью, всей си­ стемой образов передать самую сущ ­ ность явления, глубину мысли, правду чувств? А если это так, значит, писать от души, не владея хотя бы элементами поэтического мастерства, невозможно. Значит, жаждать поэтических открытий нужно, необходимо. В лучших строках Ю. Гольдмана нас как раз и привлекает своё, свеж ее видение мира. Ю. Гольдман не случайно называет себя «поэтом-солдатом». Последние по­ бедоносные бои Советской Армии, мысли и чувства бойцов, идущих «подымать» из «пепла и крови» «распятую Европу», послевоенная армейская жизнь, дни мир­ ной учёбы, нехитрый солдатский быт — вот круг тем, интересующих молодого автора. «Сданы полевые погоны, солдаты уже в повседневных», говорится в стихотво­ рении «Погоны», но если вновь нагря­ нут враги, «народной бедой не насы- т я с ь » ,— наденем опять полевые, чтоб внукам уже не носить их! Это — основная мысль, проходящая че­ рез все стихи Ю. Гольдмана. Первый раздел сборника озаглавлен «Мои однополчане». Здесь слышатся от­ звуки «тяжёлых раскатов войны». Вете­ ран-старшина ведёт беседу у карты с но­ вичками. Они с уважением поглядывают на три ордена Славы, украшающие грудь старшины, внимательно слушают его рассказ о боевых делах. Солдат идёт на полевые учения и вспоминает, как до­ роги были ему в бою воспитанные коман­ дирами армейские навыки. Любовно, с мягким юмором рассказы­ вает автор о солдатском быте. Какая ро­ та лучше поёт? От этого соревнования «стёкла в штабе весело дрожат». В Забайкальском гарнизоне «стала на довольствие весна». Радуясь тёплому солнцу, старшина несёт сдавать на склад полушубки, дневальный моет окна и «ра­ мою оконной ловит солнца юркие лучи». Безнадёжно влюблённый в кого-то, сержант украдкой вздыхает, поглядывая Евг. Фёдоров.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2