Сибирские огни, 1956, № 3
прасно. Эту часть очерка, как и главу «И з семейнок хроники», следовало сде лать гораздо короче, сюжетно сконцент- рированней, и очерк только выиграл бы от такого сокращения. Есть в очерке и некоторые погрешно сти медицинского характера. Например, не следовало бы называть операцию острого аппендицита «мало-мальски серьёзной» и тем вводить в заблуждение читателя. Операция это серьёзная, а то, что теперь её делает любой хирург, гово рит не о «несерьёзности» операции, а о высоком уровне медицинской науки и подготовки медицинских кадров. Диссонируют с общим тоном очерка некоторые чисто информационно-публи цистические строки, например, о распре делении молодых врачей и т. п. Все эти недостатки не имеют решаю щего значения, но при их устранении мы имели бы дело с вполне доброкачествен ным очерком на интересную тему. И. Г о л ь д б е р г . РАЗГОВОР ПО ДУШАМ «Старшая сестра» — первое произве дение молодой писательницы1. Оно поко ряет читателя своею непосредствен ностью, взволнованностью и тем, что со страниц её веет дыханием нашей боль шой советской жизни. Повесть интерес на уж е тем, что она рассказывает нам о людях, которых мы встречаем каждый день, о их жизни, любви, душевных пе реживаниях и вдохновенном творческом труде. В центре повести судьба старшей с е стры Лизы, её жизненные ошибки, коле бания и мужественные поиски выхода из тупика. Вокруг этого и развёртываются события и группируются все осталь ные персонажи повести. Сюжетная ткань повествования несложна. Всё начинается просто. На Урале, в Соколовке, у торфя ного Шум-болота живут две семьи — Дружининых и Шатровых, связанных старинной дружбой. «Дружба прежняя, с юности, очевидно, перешла к ним от отцов, а к отцам — от дедов, вместе в молодости приехавших « за счастьем» на Урал из центральной России». Это рабо чие семьи. Люди честные, трудолюби вые. Георгий Тимофеевич Дружинин всегда говорил старшей дочери: «Счаст лив тот человек, который умеет перено сить трудности». Семьи эти мечтали породниться. И на деле , казалось бы, всё должно было со вершиться так, как мечтали старики. Но грозная война вносит жестокие поправ- ки. Сын Шатровых — Юрий, у которого с Лизой с детских лет горячая дружба, с возрастом незаметно перешедшая в лю бовь, погибает на фронте. К этому вре мени на пути студентки Лизы Дружини ной встречается Аркадий Топольский, очень себялюбивый, самоуверенный, чёрствый эгоист, вся цель жизни которо го — карьера. Однако он успевает ув лечь Лизу, и она соединяет с ним свою судьбу. В короткий срок она убеждает ся, что поспешила, не проверила свои чувства и... «очень невесело получи лось». В своих семейных взглядах Тополь ский — заурядный мещанин. Он носит в себе ещё черты старого буржуазного по нимания семьи и морали. Лиза Дружи нина и в годы студенчества и позднее, став инженером, вся отдаётся работе и в то ж е время несёт все тяготы домаш ней, как бы незаметной, но трудоёмкой и беспокойной работы. И Топольский считает это в порядке вещей. А когда Лиза замечает: «Мы не так живём, Ар кадий», — он с возмущением говорит: — «Если бы я... таскал сковородки из кухни в комнату и обратно, стирал бы твои чулки, словом, был бы у тебя под башмаком, тогда...». Этот своеобразный мещанин, живу щий среди нас, не понимает того, что ж е не тоже давно нужно окончить техниче скую статью, перед ней лежит непрочи танная «Правда» и надо ещё уложить дочку Галинку в постель. В квартире холодно, Лиза не выдерживает и гово рит мужу: «Ну , знаешь, ли, дрова всё- таки твоя забота». Аркадий с большим недовольством исполняет её просьбу. Одетый в старую ватную куртку, он вносит дрова, но с раздражением кричит жене: «В этой глу ши не хватает только коптящей лучины вместо электрической лампочки... Ни па рового отопления, ни ванны». Вся тяжесть переживаний усугубляет ся ещё и тем, что мать Лизы — Анна Фёдоровна, обиженная на дочь за то, что та не посоветовалась с ней о своём вы боре, держится замкнуто, и молодой жен щине не с кем поделиться своим горем. Между тем Анна Фёдоровна умная, ду шевная зйенщина. Со своим мужем Геор гием Тимофеевичем они дружно прожи ли жизнь. Муж умер, и Анна Фёдоровна молча переносила свою боль. Она нико му не пожаловалась, не плакала, а вся ушла в работу. Превосходный образ матери, так тща тельно выписанный автором, пленяет чи тателя своим мужеством, горячим серд цем, которое сильно было уязвлено са мовольством дочери. Большой душевный мир раскрывает писательница, рисуя жизнь Лизы Дру жининой и её младшей сестры Иринки. Попрыгунья с виду, весёлая и шумная,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2