Сибирские огни, 1956, № 3

ратурного «забыть». У него ж е , осуж ­ дённое ещё Маяковским сочетание слов «так же вот», в чтении переходящее в... «живот». У Т. Белозёрова слово «днев­ ного» рифмуется со словом «немного» и т. п. В заключение хочется сказать: боль­ ше требовательности, больше взыска­ тельности! Похвальная вещь — поощ­ рять начинающих авторов, но важнее другая задача — дать читателю хоро­ шую книгу. Не беда, если она будет по­ тоньше... Лучше меньше. J1. Баландин. СТИХОТВОРЕНИЯ ЮРИЯ КЮНЗЕГЕША1 Юрий Кюнзегеш — лирик. Всё, о чём бы он ни написал (а в поле его зрения не только родная Тувинская область, но и вся страна), всё, что бы он ни претво­ рял в живописные строки и строфы, про­ низано сильным и своебразным настрое­ нием. Это настроение окрашивает обра­ зы аратов, картины пастбищ, стреми­ тельных горных рек, далёкие и непри­ вычные пейзажи, города и улицы, в ко­ торых поэт побывал или может побы­ вать. Это настроение говорит о страстном интересе тувинского поэта к жизни, зна­ комой и мало знакомой, и неповторимой географической и поэтической красоте всех уголков нашей великой Родины. Мечта поэта крылата, взгляд его ши­ рок. Моя родная Украина, Хоть не встречались мы с тобой, Мне часто видится плотина Над усмирённою водой. Юрий Кюнзегеш умеет придать своей поэтической мечте живой, конкретный характер. Как мне хотелось бы поплавать В колхозной лодке по Днепру, И мощь реки раздольной славить, И слушать парубка игру. Эта правдивость, искренность чувства согревает читателя и заставляет его по­ любить то, что любит сам поэт. Необы­ чайно хороши заключительные строки стихотворения о сердитой капризной ба­ бушке, категорически не пожелавшей пе­ реезжать из низкой дымной юрты в свет­ лый красивый дом и, однако, всё ж е из­ менившей своё решение, впрочем так ж е прихотливо и капризно, но уж е под влия­ нием не внуков, а самой жизни. Кто узнать характер сможет Этих взрослых — не пойму. Но свою старушку всё же Не отдам я никому. Юрий Кюнзегеш, как всякий подлин­ ный поэт, видит мир по-своему, сквозь I Юр и й К ю н з е г е ш . Стихотворения. М. «Советский писатель», 1955. Перевод с тувинского, 60 стр. призму своих настроений, чувств, жела­ ний. Он не отделяет себя не только от своих друзей , но на всё живое, новое, хо­ рошее смотрит дружеским взглядом. Своеобразие, оригинальность и делает поэтичным всё, на что обращает внима­ ние поэт. В некоторых стихах будто сама приро­ да вплела свой живой голос в строки и строфы, чувствуется дыхание снежных верхушек Саян, грохот, плеск горных рек, завывание ветра. Лирика, поэзия, стихи сродни не толь­ ко музыке, но и живописи. Талантливый поэт почти всегда стремится придать сво­ ему чувству конкретные, живописные черты самой действительности. Ю. Кюн­ зегеш умеет увидеть и изобразить мир живописно. Его строфы, а иногда и целые стихи похожи на ожившую и заговорив­ шую картину. Юрий Кюнзегеш молод. Влюблённый в красоту родной природы и ища сред­ ства для поэтического и живописного вы­ ражения её, он, к сожалению, как и мно­ гие молодые поэты, несколько равноду­ шен к ритму. Ритмически стихи его не­ достаточно разнообразны. В них почти не вошло ритмическое богатство народ­ ной поэзии и музыки. Ритм — не менее важный компонент поэзии, чем изобрази­ тельность, и об этом не стоит забывать. Геннадий Гор. ОЧЕРК О ТРУДОВОМ ПОДВИГЕ КОЛХОЗНОГО УЧЁНОГО В 19 3 4 году в первом номере жур ­ нала «Колхозник» появилась статья Т. С. Мальцева «Цезиум 111» в колхо­ зе «Заветы Ленина». Колхозный поле­ вод, уж е тогда довольно широко извест­ ный мичуринец, рассказывал в ней о своей опытной работе, начало которой было положено ещё в 1921 году. Для степей Зауралья нужен был свой высо­ коурожайный сорт пшеницы, и молодой опытник нашёл этот сорт. В 1927 году он посеял 2 0 0 граммов этой новой для Шадринского района пшеницы. А когда вступал в колхоз, принёс семян на пол­ тора гектара. Четыре года спустя этой пшеницей засевали уж е пятьсот гекта­ ров. Статья заканчивалась фразой, кото­ рая настораживала внимание читателей: «Вот так растут у нас люди, полезные Родине!». Терентий Семёнович известен как че­ ловек большой скромности. Как мог он написать такие слова о себе? Когда ему напоминали об этом, он, смущённо пожимая плечами, говорил: — Не знаю, уж как получилось... Я этой строки не писал. Мне говорили, что материалы читает Горький. Знаете, как мне перед ним было неловко. Поду­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2