Сибирские огни, 1956, № 3
им места в нашей жизни. Б ез навязчиво сти, всем строем рассказа, то короткими репликами клиентов, то смущённым, явно неодобрительным молчанием чле нов своей семьи осуждается Безлобов. И сам он вынужден маскировать своё гнилое нутро, вынужден прикрываться фарисейскими фразами. Он поневоле мещанин — подпольный. В другом этюде «Встреча» показано столкновение глубокого и светлого чув ства человеческой благодарности, само отверженности матроса Андрея Лыкова с мелким эгоистичным чувством пре тендента на руку артистки Анны Горе ловой — драматического баритона Дом- рачёва. Этюд нельзя читать без волне ния, хотя чувствуется: сделан он не сколько слабее первого. В. Полторакин умеет в скупой, лако ничной форме подняться в описании жиз ненно-конкретного явления до художест венных обобщений. Писатель судит сво их героев по самому строгому счёту. Собственно, ни Безлобов, ни Домрачёв не совершают явной подлости, но и тот и другой осуждены. Даже скромное прегрешение Домрачёва выглядит ко щунственным рядом с глубиной че ловеколюбия Лыкова и душевной чи стотой Анны. Хочется пожелать талант ливому автору смелее расширять круг тем, искать и находить новые интона ции, может быть, более гневные, более страстные. Но рядом с очерками С. Тряпичкина и этюдами В. Полторакина ходульно и странно выглядит рассказ Б. Малочев- ского «Неизведанные места». Интерес ную и актуальную тему о разгрузке управленческого аппарата, о посылке специалистов непосредственно на произ водство автор показал таким образом, что она обернулась своей противопо ложностью, выглядит бессмысленным делом. Инженер-плановик главка, человек не молодой, хороший специалист своего де ла, вопреки настояниям начальника, вопреки рассудку в одночасье реша ет поехать в «неизведанные места». Вполне резонно замечает ему начальник главка: — ...Отпустить вас не можем. Не мо жем и не настаивайте, нет никакого смысла... Прикажете закрыть главк? На до кому-то работать и здесь, в нашем масштабе. Однако Александр Георгиевич прояв ляет упорство и добивается, наконец, своего. Почему? Зачем? Непонятно. Что побудило человека бросить профессию, в которой он достиг уже мастерства, бро сить квартиру, к которой он так привя зан, бросить любимую Москву (изобра жённую, кстати, весьма неумело) и по ехать работать на рудник? Может быть, осознание своего долга перед народом, своего истинного места в общем строю, желание быть на йереднем крае? Нет, Александр Георгиевич досадливо мор щится или иронически усмехается, когда видит проявления подлинного патриотиз ма. К решительному шагу его побудили романтические воспоминания об Анне Петровой, любимой женщине, полярни це. С ней Александр Георгиевич рас стался, не сумев «побороть свою нере шительность, привычку к удобным ве щам и людям». «А он мог бы, —- восклицает Алек сандр Георгиевич, — рубить тайгу, ис кать редкие металлы где-то у чёрта на куличках, жить вместе с Анной в доме из сосновых брёвен, гордиться ею!.. И она тоже могла им гордиться и читать о нём в газете «Правда»... «А теперь, — продолжает сокрушённо думать герой, — он ещё двадцать лет проработает плановиком в главке, его будут ц е н и т ь , как з н а т о к а бу маг, назначат заместителем начальника, закрепят за ним «Победу». Никто не бу дет им гордиться, а будут только ува жать или бояться». До чего же печальна картина будуще го Александра Георгиевича! Бесспорно, прекрасное и полезное д е ло — рубить тайгу, искать редкие метал лы, но почему Б. Малочевский считает, что для доказательства преимуществ од ной профессии нужно непременно уни зить другую? Бедные бухгалтеры, плано вики, чертёжники и все прочие «знато ки бумаг», бедные начальники и их за местители! Ещё кое-как на уважение вы можете рассчитывать, но гордиться вами не будут никогда! Может быть, не стоило так подробно останавливаться на разборе неудачного рассказа, но случай поучительный: ав тор всегда потерпит неудачу, если бу дет идти не от жизни, а стремиться про иллюстрировать идею. Показательно, что Б. Малочевский в другом рассказе «Письма», обратившись к явлениям жизни, постаравшись худо жественно осмыслить жизненные факты, приходит к лучшему результату. И хотя нет здесь ни оригинальной мысли, ни глубоких обобщений, всё ж е повесть о неудачной любви славной девушки Вари, чистой, с высоким пониманием морали, вполне убедительна, характеры героев ясны. Рассказ И. Кувшинова «На горном пе ревале» читается с интересом, но, про читав, испытываешь чувство неудовле творённости. История о том, как брига да чабанов переправляла отару овец на ' зимние пастбища через горный перевал, о тех больших трудностях, которые им пришлось преодолеть, увлекает своей внешней стороной: здесь и битва с вол ками, и опасные горные переходы в пур гу, «когда тугой ветер, будто резиновый занавес, вдавливает и с каждым шагом всё сильнее толкает назад, а опереться не на что», здесь и несчастный случай с одним из чабанов — он провалился в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2