Сибирские огни, 1956, № 3
Книмснсге одобрение ^ ^ ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ... Книга «Литературный Омск» — свое образный отчёт о состоянии литера туры в области за 1955 год — книга пёстрая, с творческими взлётами и паде ниями1. Прочитав её, хочется составителю и редактору задать вопрос: какими прин ципами они руководствовались, подго тавливая к печати эту книгу? Ответ на прашивается неутешительный: они по шли привычным путём — наметили раз делы сборника, подыскали в каждый из них произведения, подходящие по теме и жанру. Только этим можно объяснить, что в сборнике рядом с хорошими, нуж ными встречаются вещи слабенькие, худосочные, в отдельных случаях просто антихудожественные. Нужны и интересны, например, очер ки С. Тряпичкина «Лозняковские буд ни». Не только названием, но и всем своим строем, проблематикой они откро венно напоминают «Районные будни» В. Овечкина. Автор и не пытается это скрывать. Просто к «Районным будням» он как бы дописывает новую главу, рас сказывает о больших преобразованиях сельскохозяйственного производства в масштабах одной МТС. В самую отсталую МТС района при ехали новые люди. Директором назна чен бывший инженер машиностроитель ного завода Ермаков, в мастерские по ступили бывшие рабочие того ж е завода Кравцов и Соколов. Вместе с их прихо дом в жизнь МТС ворвалась свежая струя, появилось много нового, что при несли они от опыта работы крупного промышленного предприятия. Внима тельно знакомится новый директор с об становкой, ведёт задушевные беседы с рабочими МТС, чутко прислушивается к голосу коммунистов. Всем ясно, что дальше так работать нельзя. И начи нается перестройка работы. В короткий срок удаётся решить ряд больших во просов — о переходе на узловой метод ремонта, для чего потребовалось полно стью переоборудовать мастерские, о фи нансировании жилищного строительст ва. Примечательно, что эти преобразова ния совершаются по инициативе самих механизаторов, при их деятельном уча стии. 1 «JI и т е р а т у р н ы й Ом е к». Сбор ник произведений омских писателей. Омское областное книжное издательство, 1955, 200 стр. Рассказано о буднях в Лозняках увлекательно, живым, образным язы ком. Автор, следуя хорошей традиции советского очерка, поднимает ряд на сущных проблем. Для самого широкого круга читателей очерки представля ют значительный познавательный инте рес. Бесспорно талантливы «этюды» В. Полтаракина. В образе парикмахера Терентия Безлобова раскрывается омер зительный облик мещанина. Автор ис пользует один из трудных литературных приёмов — приём саморазоблачения: почти всё время разговаривает один Безлобов, болтун и фразёр. Как легко здесь впасть в фальшь, заставить героя произносить не то, что свойственно его характеру. В. Полтаракин хорошо справ ляется с трудностями формы. Перед на ми живой человек — мы видим Безло бова на работе: он в меру угодлив с клиентами и в то ж е время нерадив (зай дя за ширмочку, несколько раз откры вает и закрывает водопроводный кран, чтобы подумали, что он моет руки), он склонен пофилософствовать, любит вы сказывать свои убеждения и меняет их на противоположные по первому слову собеседника. Мы видим Безлобова в кругу семьи: он жаден (сын не один день походит вокруг него, пока выпросит де нег на кино), завистлив (не может про стить старшему сыну, что не он, а това рищ получил подарок — часы от италь янской делегации), он щедр, когда нуж но пустить пыль в глаза (жена должна быть одета так же, как жена соседа-учи- теля). Мы видим Безлобова в беседе с начальником: он труслив, когда опасает ся, что его пошлют на уборочную, и он злорадствует, когда узнаёт, что выбор пал на другого. В то ж е время он по лон самодовольства: не ходит, а «шест вует», «плывёт», солидно поучает това рища: -— ...Нехорошо, как ни крути. Хлеб всё-таки! Это вам что? Он ведь в магази ны, если разобраться досконально, от куда идёт?.. При вашей комплекции да при настоящей международной обста новке... Нехорошо. Мы видим идеал Безлобова — жить спокойно, в достатке, ни в чём не усту пая другим. До убеждений ли тут? Фи гура ничуть не окарикатурена — много ещё безлобовых плавает среди нас. Нет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2