Сибирские огни, 1956, № 3

Книмснсге одобрение ^ ^ ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ... Книга «Литературный Омск» — свое­ образный отчёт о состоянии литера­ туры в области за 1955 год — книга пёстрая, с творческими взлётами и паде­ ниями1. Прочитав её, хочется составителю и редактору задать вопрос: какими прин­ ципами они руководствовались, подго­ тавливая к печати эту книгу? Ответ на­ прашивается неутешительный: они по­ шли привычным путём — наметили раз­ делы сборника, подыскали в каждый из них произведения, подходящие по теме и жанру. Только этим можно объяснить, что в сборнике рядом с хорошими, нуж­ ными встречаются вещи слабенькие, худосочные, в отдельных случаях просто антихудожественные. Нужны и интересны, например, очер­ ки С. Тряпичкина «Лозняковские буд­ ни». Не только названием, но и всем своим строем, проблематикой они откро­ венно напоминают «Районные будни» В. Овечкина. Автор и не пытается это скрывать. Просто к «Районным будням» он как бы дописывает новую главу, рас­ сказывает о больших преобразованиях сельскохозяйственного производства в масштабах одной МТС. В самую отсталую МТС района при­ ехали новые люди. Директором назна­ чен бывший инженер машиностроитель­ ного завода Ермаков, в мастерские по­ ступили бывшие рабочие того ж е завода Кравцов и Соколов. Вместе с их прихо­ дом в жизнь МТС ворвалась свежая струя, появилось много нового, что при­ несли они от опыта работы крупного промышленного предприятия. Внима­ тельно знакомится новый директор с об­ становкой, ведёт задушевные беседы с рабочими МТС, чутко прислушивается к голосу коммунистов. Всем ясно, что дальше так работать нельзя. И начи­ нается перестройка работы. В короткий срок удаётся решить ряд больших во­ просов — о переходе на узловой метод ремонта, для чего потребовалось полно­ стью переоборудовать мастерские, о фи­ нансировании жилищного строительст­ ва. Примечательно, что эти преобразова­ ния совершаются по инициативе самих механизаторов, при их деятельном уча­ стии. 1 «JI и т е р а т у р н ы й Ом е к». Сбор­ ник произведений омских писателей. Омское областное книжное издательство, 1955, 200 стр. Рассказано о буднях в Лозняках увлекательно, живым, образным язы­ ком. Автор, следуя хорошей традиции советского очерка, поднимает ряд на­ сущных проблем. Для самого широкого круга читателей очерки представля­ ют значительный познавательный инте­ рес. Бесспорно талантливы «этюды» В. Полтаракина. В образе парикмахера Терентия Безлобова раскрывается омер­ зительный облик мещанина. Автор ис­ пользует один из трудных литературных приёмов — приём саморазоблачения: почти всё время разговаривает один Безлобов, болтун и фразёр. Как легко здесь впасть в фальшь, заставить героя произносить не то, что свойственно его характеру. В. Полтаракин хорошо справ­ ляется с трудностями формы. Перед на­ ми живой человек — мы видим Безло­ бова на работе: он в меру угодлив с клиентами и в то ж е время нерадив (зай­ дя за ширмочку, несколько раз откры­ вает и закрывает водопроводный кран, чтобы подумали, что он моет руки), он склонен пофилософствовать, любит вы­ сказывать свои убеждения и меняет их на противоположные по первому слову собеседника. Мы видим Безлобова в кругу семьи: он жаден (сын не один день походит вокруг него, пока выпросит де­ нег на кино), завистлив (не может про­ стить старшему сыну, что не он, а това­ рищ получил подарок — часы от италь­ янской делегации), он щедр, когда нуж­ но пустить пыль в глаза (жена должна быть одета так же, как жена соседа-учи- теля). Мы видим Безлобова в беседе с начальником: он труслив, когда опасает­ ся, что его пошлют на уборочную, и он злорадствует, когда узнаёт, что выбор пал на другого. В то ж е время он по­ лон самодовольства: не ходит, а «шест­ вует», «плывёт», солидно поучает това­ рища: -— ...Нехорошо, как ни крути. Хлеб всё-таки! Это вам что? Он ведь в магази­ ны, если разобраться досконально, от­ куда идёт?.. При вашей комплекции да при настоящей международной обста­ новке... Нехорошо. Мы видим идеал Безлобова — жить спокойно, в достатке, ни в чём не усту­ пая другим. До убеждений ли тут? Фи­ гура ничуть не окарикатурена — много ещё безлобовых плавает среди нас. Нет

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2