Сибирские огни, 1956, № 3
мы. Показывается борьба Горького с на туралистическим копированием действи тельности, за создание подлинно типи ческих образов и картин. В связи с этим приведены многие его важные высказы вания — о факте в жизни и литератур ном факте, о роли фантазии, вымысла для писателя, о материалистическом по нимании интуиции, о преувеличении ху дожественного образа, о типизации от рицательного в жизни и др. К сожалению, этой статье Ан. Дрёмо- ва в ещё большей степени, чем преды дущим, присуще обилие общих рассуж дений, описательность. Автор в ней стре мится охватить как можно больше во просов. И в угоду этой неоправданной широте жертвует глубиной и доказа тельностью. Кроме указанных выше проблем, он также касается здесь во проса о соотношении логических поня тий и художественных образов, о типич ности в романтическом искусстве, о ти пических обстоятельствах, о роли миро воззрения писателя и т. д. Но некоторые из этих проблем буквально только на званы. Можно было думать, что, затронув очень интересный вопрос о типичности в романтическом искусстве, автор в свя зи с рассмотрением проблемы типично сти в эстетике М. Горького, подробно рассмотрит его и подтвердит свои выво ды примерами из творчества великого буревестника революции, создавшего за мечательные романтические образы. Од нако этого не случилось. Кроме общих слов о том, что типичность и романтику нельзя разрывать, что нельзя брать ро мантические образы отвлечённо, автор больше ничего определённого не сказал. И поэтому очень хочется напомнить ейу его ж е собственные слова: «Типизация в романтическом художественном образе имеет своеобразие и особенности, кото рые полезно и с с л е д о в а т ь (под чёркнуто нами — Н. А .), а не игнори ровать». Заслуживает внимания статья «Образ партийного руководителя». В ней сдела на попытка путём разбора конкретных образов из произведений советской лите ратуры показать, как нарушение писа телями законов типизации приводит их к созданию неудачных образов, к иска жению жизненной правды. Нужно сказать, что Ан. Дрёмов в ос новном правильно критикует неудачи та ких писателей, как И. Котенко, А. Во лошин, Е. Натерли, А. Крон, которые не сумели создать яркие образы партийных руководителей. Автор объясняет недо статки писателей в создании ими обра зов коммунистов-руководителей тем, что они порою не видят главного в жизни, не умеют его отобрать и воплотить в кон кретные типы, иные ж е писатели не зна ют специфики работы партийного руко водителя, не ставят своих героев в ти пические обстоятельства, обедняют их ду ховный мир, рисуя их какими-то подвиж никами, людьми, отрешёнными от лич ной жизни. Всё это и приводит к тому, что перед нами, говорит автор, часто бледная схема, а не живой образ. Есть в этом сборнике и ещё две статьи — «Проблема типичности в эсте тике Белинского» и «Великая дружба» . В первой из них автор пытается рас смотреть взгляды Белинского на пробле му типичности. Чего-либо нового по сравнению с уж е ранее достигнутым в этом вопросе Ан. Дрёмов не даёт. Он оперирует известным уже материалом. Статья носит обзорный характер. Дру гая статья сама по себе имеет известный интерес, но она выходит за рамки сбор ника и непосредственно с основной его темой не связана. Общее впечатление от сборника двой ственное: с одной стороны, в нём есть стремление рассмотреть серьёзные во просы теории искусства. И эта попытка автора, разумеется, заслуживает одоб рения. У нас не так уж часто берутся за решение подобных вопросов. Но, с другой стороны, сборник остав ляет чувство неудовлетворённости, и это чувство преобладающее. Его статьям не достаёт часто теоретической глубины и доказательности. Автор иногда сбивает ся на популяризаторский тон. В некото рых случаях он, желая показать свою, так сказать, эрудированность, отвле кается и уходит далеко в сторону от основного вопроса, вследствие чего тео ретические положения тонут в обилии общих рассуждений, а отдельные — по висают в воздухе. Сборник вообще не сцементирован какой-либо одной опреде лённой темой. Его содержание в целом не отвечает его названию. В статьях много повторений, ненуж ных длиннот. Некоторых вопросов Ан. Дрёмов касается почти в каждой статье. И тем досаднее, что он всё-таки их не решает. Необходимо указать также и ещё на одно обстоятельство. Ан. Дрёмов во всём сборнике, за исключением одного- двух случаев, ни разу больше ни на ко го из советских исследователей не ссылается. Создаётся впечатление, что только он впервые ставит те или иные вопросы развития искусства и литерату ры. А это неверно. Нельзя замалчивать всё то положительное, что уж е сделано нашей наукой в этой области. Книга Ан. Дрёмова свидетельствует о том, что он проделал известную работу, но далеко не довёл её до конца. Дора ботка книги должна состоять в том, что бы автор, опуская всё постороннее, тео ретически глубже и с большей доказа тельностью разработал вопросы, связан ные с проблемой типического в литера туре и жизни. 12. «Сибирские огни» № 3.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2