Сибирские огни, 1956, № 3
всесторонне осветить эту проблему, во всей её сложности. Тем не менее, хочет ся указать автору на недостатки в по становке и решении им этой проблемы. Иногда он теоретическое рассмотрение вопроса подменяет простым анализом художественных произведений, в кото рых отражается жизнь народа. Слов нет, всякую проблему нужно решать с при влечением конкретного материала, но не должно при этом забывать её теоретиче ской стороны. Ан. Дрёмов ошибочно сужает понятие народности литературы. Он, как это яв ствует из его статьи, народность писате ля видит в основном в том, что послед ний предметом своего изображения изби рает простой народ. Но ведь одна тема ещё не исчерпывает вопроса. Во-первых, она может быть по-разному разрешена, а во-вторых, мы знаем немало случаев, когда писатели создавали великие, под линно народные произведения и тогда, когда они не брали непосредственно на родные массы в качестве главного объ екта изображения. Ведь «Ревизор» Го голя, «Герой нашего времени» Лермон това», «Обломов» Гончарова — это про изведения в основном не о жизни про стого народа, и кто ж е станет на этом основании отрицать, что это подлинно народные произведения? Ан. Дрёмов даже и не ставит этого вопроса, тем самым делает серьёзное упущение. Народность художественного произве дения, народность писателя складыва ются из ряда условий, из ряда качеств, а не определяются только лишь одним выбором писателем темы произведения. Подлинно народным может быть произ ведение на л ю б у ю , и н т е р е с у ю щ у ю н а р о д т е м у . Необходимо только, чтобы она была правдиво, в ин тересах народа раскрыта, чтобы была воплощена в типических образах и кар тинах, в высокой художественной форме. Народность произведения есть высший критерий его и д е й н о-х у д о ж е с т - в е н н о й ценности, его общественной значимости. Кроме отмеченных недостатков, в этой статье встречаются посторонние, не име ющие прямого отношения к теме, рассуж дения, которые часто внезапно врывают ся в ход повествования. Это делает статью фрагментарной, растянутой, ком позиционно рыхлой. Интересной в сборнике является статья «Типическое в литературе и жи з ни». Это, собственно, главная статья, и совершенно непонятно, почему она по мещена в книге самой последней. Указав на огромное значение изуче ния проблемы типического для уяснения специфики искусства, его познаватель-- ной и общественно-преобразующей роли, Ан. Дрёмов переходит затем к рассмот рению типического в жизни и литерату ре. Он справедливо говорит, что у нас часто в литературоведческих работах не подчёркивали различия между- этими двумя категориями. Типическое в лите ратуре это не то, что 'типическое в жиз ни. Типическое в жизни, говорит автор, это то существенное, что является ха рактерным для группы родственных фактов и явлений, для определённого круга людей, это — объективно сущест вующее. Типическое в литературе, ис кусстве — это субъективный образ объ ективно существующего. Типическое в литературе создаётся художником на основе материалов, взятых из жизни, оно не возникает т о л ь к о в результа те творческого процесса, а является субъективным отражением типического в жизни. Опираясь на ленинские высказыва ния, Ан. Дрёмов показывает разницу между социальным типом, типом, как он понимается в . политике, в науке, с одной стороны, и литературным типом, созданным художником, с другой. Автор говорит, что социальный тип, тип в политическом и научном понима нии — это известное, определённое об общение с о т в л е ч е н и е м о т и н д и в и д у а л ь н о г о . В. И. Ленин, на пример, в статье «В лакейской», говоря о том, что «для лакея, как социального типа», характерно лицемерие, добавля ет: «Дело тут именно в социальном ти пе, а не в свойствах отдельных лиц»1. В. И. Ленин, следовательно, выявляя суть социального типа лакея, отвлекает ся от индивидуальных проявлений ла кейства. Художественный ж е тип, литератур ный образ — это обобщение существен ного, характерного в и н д и в и д у а л ь н о м , конкретно-чувственном. Б ез ин дивидуальных черт художественный тип немыслим. В противном случае это бу дет абстрактная схема. В искусстве, го ворит Ленин, «весь г в о з д ь в и н д и в и д у а л ь н о й обстановке, в анализе х а р а к т е р о в и психики д а н н ы х типов»2. В статье далее указывается, что неко торые реально существующие в жизни лица более полно, чем другие, вопло щают в себе то существенное и харак терное, что свойственно определённой категории лиц. Эти люди могут служить прототипами. Но художественный образ никогда не совпадает с прототипом. Ав тор верно говорит, что отождествление содержания художественного произведе ния и предмета искусства ведёт к оправ данию натурализма (стр. 147). Критик пишет, что типизация — слож ный, многосторонний диалектический процесс, трудно уловимый как для са мого художника, так и для наблюдателя процесс «вынашивания» образов, это 1 В. И. Л е н и н . Соч., т. 29, стр. 502. 2 В. И. Л е н и н . Соч., т. 35, стр. 141.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2